Татьяна Георгиевна АртамоноваУшла из жизни Татьяна Георгиевна Артамонова, ветеран педагогического труда, старожил г. Покров, замечательная женщина, которая до самой последней минуты своей жизни проявляла горячий интерес к школьным делам, могла дать важный совет и выслушать с материнским участием.
Она родилась в 1917 году, прожила долгую жизнь, познала все трудности человеческого бытия, которые встретились на её пути. Это тяжёлые военные годы, когда в Покров, в городские детские дома привозили детей сирот, родители которых погибли в бомбёжках, на полях сражений, на оккупированных территориях. Это и сложное послевоенное время. Особой страницей её биографии стала работа в детских домах.
Осенью 1941 года в здании детского дома № 4 был размещён эвакуированный дошкольный детдом. Директором была назначена именно она, молодая выпускница городского педучилища Татьяна Георгиевна Артамонова, тогда Панкина — «человек с большой душой, честный, справедливый, умеющий организовать людей и умеющий работать», как отзывается о ней педагог-ветеран Валентина Яковлевна Чиликина.
Шёл первый год войны, время во всех отношениях трудное. «Но нам всегда очень хорошо помогали военные, — вспоминала Татьяна Георгиевна. — Поедем в Москву за продуктами, получим их на базе, сложим в мешки и на трамвае едем до КП – контрольного пункта. Здесь просим машину, чтобы везти продукты в Покров. Военные, смеясь, спрашивают: а невест нам найдёте? Пока я с ними разговариваю, наши мешки уже на машину погрузят и отправят в Покров. Догоню их уже дома, когда военные разгружают продукты во дворе».
Страна была бедной, время военное, но, по её словам, внимание детским домам всегда оказывали на разных уровнях.
Например, поднимут её ночью, она спешно прибегает и видит во дворе детского дома несколько огромных подвод с берёзовыми дровами. Председатель горсовета Александр Васильевич Панюшкин обращается к ней: «Панкина, давай принимай и расписывайся. А после того, как она ставит свою подпись, говорит лукаво: «Не боишься? Дрова-то ворованные».
Она ему отвечает: «Вы привезли, вам и бояться нужно».
В конце концов, выясняется, что это дрова, конфискованные и не было сомнения, куда именно их везти.
По рассказу Татьяны Георгиевны детские дома в Покрове были предметом заботы и руководства области. После войны во Владимире проходили очень хорошо организованные семинары. После того, как повестка дня была исчерпана, вызывали руководителей, сидящих в зале, и они докладывали обстановку на местах. В очередной раз вызвали и Татьяну Георгиевну. Она поднялась на трибуну и сказала: «Вот я сегодня просидела здесь целый день, а у меня там, наверно качели «гигантские шаги» в печке сожгли, чтобы детям обед приготовить». Вечером вернулась домой, и в детском доме вместе с ребятами начала разносить дрова  к печкам. Вдруг входит высокий представительный человек в кожаном пальто и спрашивает директора. Она попросила минутку подождать, сама поднялась наверх, сняла телогрейку с платком и спустилась вниз, в раздевалку. А там полна раздевалка овец. Посетитель в кожаном пальто стоит среди них, а скотница упрямо поясняет: начался окот, и овцам с малышами в сарае холодно. «У нас тогда много живности было, — рассказывала Татьяна Георгиевна. — И коровы, и овцы. А вместо лошади быка по кличке Дымка держали. Упрямый очень был, но работящий».
Посетитель по фамилии Школьников занимал в обкоме партии должность председателя народного контроля. Он пригласил директора детского дома к секретарю райкома Ивану Васильевичу Туркину. Тогда Покров был районным центром. «Иду в райком и переживаю страшно, думаю, что ругать будут и не снести мне головы», — вспоминала Татьяна Георгиевна. Но в райком собрали всех руководителей местных организаций, вели разговор о том, чем каждая из них может помочь детскому дому. Всем были даны поручения и обязали их выполнять.
Вот так жили и работали тогда в Покрове в то далекое и очень непростое время. Было трудно и перед войной, особенно во время войны, да и после неё долго в себя приходили. Но детские дома не забывали. В них дети-сироты были окружены вниманием и заботой, росли, учились. Многие продолжали образование в городском педучилище. Свой детский дом они вспоминали с тёплым чувством, писали письма своим воспитателям после отъезда. А те, кто работал в детских домах, совершили настоящий гражданский подвиг, сохранив для страны несколько поколений обездоленных детей.

*     *     *

24 января 2014 г.  Татьяне Георгиевне Артамоновой исполнилось 97 лет. В покровском детском доме её считают первым директором. В этот день она встречала гостей 
«Хочется отметить уникальность этого человека, несмотря на преклонный возраст у неё феноменальная память, она хорошо помнит всех своих воспитанников, — отмечают нынешние педагоги детского дома. – Несмотря на возраст, Татьяна Георгиевна всегда приветливо встречала сегодняшних воспитанников у себя в гостях. За чашечкой чая, она интересовалась их достижениями и успехами, заботливо расспрашивала о трудностях и давала детям полезные советы.
Ребята тоже старались её порадовать, они делали для неё поделки и готовили концертные номера с песнями и стихами.