В студии «ТВ Покров» побывал настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Иваново священник Александр Брагар. Беседовала с ним редактор  телеканала Дарья Ветлугина. Предлагаем читателям газетную версию этого интервью.

Корр.: Отец Александр, рады приветствовать Вас. Первый вопрос связан с ушедшим 2016-м годом. Каким он был для прихода Свято-Тихвинского храма, и какими событиями порадовал?

О. Александр: В нашем приходе активно стала работать больничная часовня в честь святителя Луки Воино-Ясенецкого. Мы проводим там богослужения, молебны, панихиды. Трудимся для того, чтобы воскресная школа у нас там работала в цокольном этаже, хотя есть свои трудности, недоделки. Надеемся, что в 2017 году в часовне будет всё полностью завершено.

Корр.: Эта часовня – одно из самых красивых зданий в посёлке Вольгинский. Думаю, что пожилым людям удобнее приходить на службы именно туда, поскольку некоторым в храм добираться сложнее.

О. Александр: Именно на таких людей мы и рассчитывали. Тем более, сейчас зима, когда случаются сложные атмосферные явления, гололёд, давление резко меняется, а старому человеку трудно бывает прийти в храм. У работающих детей свои дела и проблемы, им некогда. Даже к такси пожилому человеку с верхнего этажа порой трудно спуститься. Так, что с началом работы часовни и пожилым, и детям станет легче. К примеру, идёт человек мимо часовни в больницу – перекрестится. Обратно возвращается – зайдёт и свечку поставит. Хотя, честно скажу, всё это прививается  с трудом, ведь в посёлке никогда храма не было. Только теперь часовню построили чудом, с полным отсутствием финансовых возможностей. Молились – Господь дал. Мы радуемся и благодарим всех, кто помогал и сейчас помогает. Прилепиться к храму без чувства покаяния невозможно. Любой церковный праздник имеет свои атрибуты – украшенную мишурой и огоньками ёлку, веточки вербы, куличи и крашенные яйца. Но праздник должен быть в душе, и он невозможен без совершённого хотя бы один раз покаяния. Тогда возникает смысл хождения в храм, тогда возникают изменения и в самом человеке, а это и есть самое главное.

Корр.: Замечу, что и атмосфера в храмах разная. От чего это зависит?

О. Александр: От сложившихся традиций и много другого. Свято-Покровский храм в г. Покров практически не закрывался. Только перед войной он закрылся и не работал, но после её окончания вновь стал действующим. Здесь сложились и община, и традиции, соответственно,  климат. Священство приходит и уходит, а община остаётся и зачастую задаёт тон. В нашем Свято-Тихвинском храме проще в том плане, что мы являемся первыми, кто задаёт тон и формирует традиции. Конечно, поколения будут меняться. Хотелось бы, чтобы всё хорошее оставалось.

В Свято-Покровском храме я начинал служить священником, провёл здесь более 10 лет и пережил много доброго. Благодарю Бога, что был в моей жизни настоятель этого храма архимандрит Максим.

Корр.: В одном из своих рассказов Вы называете его Павлом…

О. Александр: Павел – означает маленький. А на самом деле он был большого роста, но умел смиряться. Это был настоящий христианин, настоящий пастырь, настоящий учитель. Проходит время, становишься седым, а такого учителя всё равно не хватает. Поэтому мы дорожим тем, что в своё время заложил отец Максим, а до него заложил отец Андрей Каменяка. И то, к чему прикасался Сергей Иосифович Фудель в Свято-Покровском храме. Этот храм находится рядом с рынком, значит это проходное место, а в наш храм уже не забежишь мимоходом, сюда надо идти специально. Естественно, тишины больше, просто такие особенности.

Людей трудно упрекать в том, что они редко ходят в храм. Им и раньше приходилось трудно, и сейчас живётся нелегко, приходится на работу куда-то ездить, или тут и там подрабатывать. Поскольку мне дана такая возможность быть в храме постоянно, значит, я должен за всех молиться. И храм выполняет такую задачу – молится за всех и вся. Жить тяжело, а где брать силы? Вот и надо при всей занятости хотя бы раз в месяц выбрать день, прийти, исповедаться и причаститься. Когда Бог даёт силы – идём дальше.  Евхаристия, Святое Причастие, это самое большое чудо, которое есть на земле.

Корр.: Возвращясь к ушедшему году, хочу спросить Вас о событии, которое нельзя назвать рядовым. У Вас, как православного писателя, вышла новая книга рассказов «Время не ждёт». Расскажите о ней.

О. Александр: Рассказы, вошедшие в эту книгу, — это своего рода анализ того, что происходит со мной и с людьми, которые меня окружают. Это встречи, беседы и события. Это то, о чём мне хочется рассказать в форме художественного повествования. Я не считаю себя профессиональным писателем, моя цель – поговорить с человеком не назидательно, а повествовательно. Мы же учимся на ошибках других, поэтому, прочитав, человек, возможно, сделает какие-то выводы. Вообще любая книга – это посыл к тому, чтобы человек учился. Время не ждёт, время беспощадно. Время по-настоящему самая большая ценность и проблема. Надо беречь время, понимая, что если ты не сделал что-то сегодня, завтра ты можешь этого не успеть, а за прожитую жизнь придётся отвечать.

Я священник уже 17 лет. И все эти 17 лет я принимаю исповедь в храме и исповедь умирающих людей. И за это время по-настоящему покаявшихся людей перед смертью можно посчитать на пальцах одной руки. Каждый из них оставил след в моей жизни и записан в моей специальной книжке — поминании. Покаяние должно произойти в своё время, а не на смертном одре, когда потерян разум. Старые люди часто считают себя во всём правыми, абсолютно святыми и чистыми, они прожили жизнь и не видят, что в этой жизни было злого. Надо стараться вовремя оценить свою жизнь и покаяться.

Корр.: На Ваши рассказы есть отрицательные отзывы?

О. Александр: Очень редко, к сожалению. Я бы хотел услышать хорошую, обоснованную критику. Но, видимо, критики не воспринимают меня как литератора, всё же я священник, и это моё основное дело. А писательство это часть моего труда. Мне не хватает конкретных замечаний и советов. Я же не филолог, писать стал почти в 50 лет, и сейчас чувствую необходимость здоровой критики.

Корр.: На какую аудиторию рассчитана Ваша проза?

О. Александр: В основном она рассчитана на людей, которые стоят у входа в храм. Моя задача их заинтересовать, чтобы они в храм вошли. Те, кто уже в храме, читают мои книжки охотно, ведь они ещё и себя узнают. Моя задача внушить человеку необходимость остановиться и подумать, вопреки всей жизненной суете.

Корр.: Вы бываете на презентациях своих книг в Москве и встречаетесь с читателями местными. Как оцениваете эти аудитории, они чем-то отличаются друг от друга?

О. Александр: Общение здесь с нашими верующими людьми более продуктивное, они могут напрямую выразить своё мнение и несогласие. Я ведь не только священник, но и человек, который живёт у них на виду.

Однажды прочитал английский рассказ, который переведён на русский язык. Речь идёт об одном селении, в котором два человека занимались кражей скота. Их поймали и наказали довольно жестоко – выжгли на лбу наподобие тавро две буквы СВ – скотский вор. Один человек отрастил длинные волосы, закрывающие лоб, и уехал из селения. А другой остался и стал жить так, чтобы его простили. Прошло время, и однажды у одного жителя спросили, что означают эти буквы на лбу односельчанина. Он ответил: не знаю, наверно, святой. Вот это и есть итог жизни по совести.

Корр.: Отец Александр, в наступившем 2017 году исполняется 100 лет  Октябрьской революции, после которой начались гонения на церковь, на священнослужителей и верующих. Здесь в нашей местности известны имена новомучеников 20-го века?

О. Александр: В нашей местности были репрессированы и расстреляны практически все священники. Нет храма, где бы священство не было арестовано и отослано куда-то в лагеря смерти.  В селе Воскресение был один батюшка, отец Михаил, смиренный человек. Он продержался года до 1942-43-го, точно не помню. Шла война, ему пришла повестка, он прибыл на место сбора. Пять раз приходил, но его постоянно отправляли домой. В шестой раз пришёл, его арестовали и после ссылки в лагерь убили. Зачем? Ведь война, послали бы фронт. Даже, когда Сталин дал добро на то, чтобы церковь возобновила свою деятельность, всё равно продолжались расстрелы. На Бутовском полигоне расстреляно 11 священников из числа священства, которое жило и молилось до Петушков, включительно. А имён погибших множество. В нашем храме служили священномученик отец Сергий Руфицкий и святой мученик Димитрий – Дмитрий Иванович Рудаков, наш псаломщик. Это святые люди, у нас есть их иконы, есть праздник в их честь. Мы их вспоминаем, им молимся за тех, кто не прославлен. Они все святые у Господа.

100 лет революции – это время подведения итогов, и оно должно быть назидательно для нас. Сейчас очень часто спорят, нужно ли тело вождя революции В. И. Ленина вынести из Мавзолея и захоронить. Если меня об этом спрашивают, я говорю: не нужно, пусть он останется в память о тех страшных событиях в назидание новым поколениям, в память о том, как страдал наш народ. И памятники не надо рушить, чтобы были напоминанием об истории страны, о пережитой страшной войне. Почему сейчас в Польше и западной Европе уничтожают памятники нашим воинам? Это делается для того, чтобы стереть память о нашей победе в Великой Отечественной войне. Эту победу уже присвоили себе американцы.  Поэтому нам нужно хранить память о важных событиях в истории страны, чтобы не вернуться к тому, что уже было.

Корр.: По линии РПЦ ожидаются памятные мероприятия, связанные с важной датой – 100-летием гибели первых новомучеников?

О. Александр: Ещё в 2016 году проводились наши епархиальные рождественские чтения, посвящённые этой дате. Памятные дни будут продолжаться в течение всего наступившего года. У нас есть свои планы, в них предусматривается работа с детьми. Не надо забывать также, что в 2017-ом году отмечается 100-летие возобновления патриаршества.

Все эти события – наука для нас, ныне живущих, чтобы мы берегли то, что есть. Тем более, что память о 90-х ещё свежа, когда люди по полгода не получали зарплату. Послушаешь молодых, они тем недовольны и этим недовольны. Так и хочется им сказать: дорогие мои, вы сначала сделайте, постройте, добейтесь чего-то, а потом ваши дети скажут вам, довольны они или нет. Мы сегодня должны дорожить тем, что есть, прежде всего, спокойствием и миром в нашей стране, это главное.

Корр.: В начале каждого нового года многие люди хотели бы изменить свою жизнь. Посоветуйте, с чего нужно начинать?  

О. Александр: Как я уже сказал, остановиться и оглянуться, проанализировать свою жизнь. Не всегда в человеческих силах что-то изменить, но с Божьей помощью, с молитвой это значительно легче. Надо черпать силы у Бога. Просить Его о помощи, и эта помощь не заставит себя ждать. Я сам прожил жизнь в этом ключе, и не мне обманывать людей. С Богом всё очень легко. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я дам вам покой и радость», — сказал Господь. Без смысла жизни эту радость не ощутишь, а радостно только то, что имеет отношение к вечности.

Корр.: Спасибо Вам, отец Александр за эту беседу. Разрешите пожелать новых рассказов и новых книг, а также пусть храм, в котором Вы служите, продолжал наполняться верующими людьми, взрослыми и детьми.

О. Александр: Спаси Господи за пожелание. И вам успешного творчества, адресованного телезрителям.

Газетную версию подготовила Галина Фомичёва