Четыре столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В Смуту беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой все бояре. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведёт, когда приберёт её к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шёл освобождать землю и наводить порядок в столице. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Наши много раз пра-деды победили.
Зачистка Китай-города от поляков продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Князь Дмитрий Пожарский в тот день принёс обет построить в Китай-городе Казанский собор.
В память об освобождении Москвы 4 ноября установлен день празднования Казанской иконы Божией Матери. Именно Казанская икона всегда помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками. Чудотворный образ той иконы находился в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в ходе освобождения Москвы от поляков. Кутузов молился Казанской иконе перед Бородинским сражением. С молебна именно перед этой иконой началась Сталинградская битва.
В период Смутного времени Патриарх Ермоген активно призывал народ встать на защиту родины. Тогда в ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, из Казани прислали чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Ополченцы наложили на себя трёхдневный пост и обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. Молитва была услышана — 4 ноября 1612 года русские войска освободили Москву от польских интервентов. Эта победа положила конец периоду Смутного времени в истории Российского государства — интервенциям, духовно-нравственному кризису, череде национальных предательств и гражданских конфликтов. В память об окончании Смутного времени на Красной площади в 1612 году был основан Казанский собор. В 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен. Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный.
История Смутного времени уникальна, и её нужно знать. Зачем? Во-первых, историческая память как раз и отличает человека от животного. А во-вторых, история циклична, и наш исторический опыт может помочь нам в будущем. В связи с этим Дмитрий Медведев отметил, что консолидация всегда важна: и во время событий четырёхсотлетней давности, когда наш народ сумел объединиться и сам победил врага, и сейчас, когда мы сталкиваемся с огромным количеством трудностей. Консолидация — это именно то, что нужно человечеству для того, чтобы у него было будущее.
Говоря о Дне народного единства, православные священнослужители подчёркивают: «Верующие осознают, что этот день в нашей истории не менее значим, чем день победы над фашистской Германией. Принципиально важно, что День народного единства совпадает с церковным празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери. И национальное, и государственное возрождение России 400 лет назад связано с этой, одной из самых почитаемых православных святынь, с молитвой и покаянием всего народа. Осознание этого актуально и в наши непростые дни».
Патриарх Кирилл подчеркнул, что нашим предкам пришлось не раз противостоять экспансии, защищая своё национальное бытие, свою культуру и духовную идентичность. По его мнению, на протяжении последних пяти веков мало, кто из народов выдержал натиск такой силы, который выдержали мы. И в этом зримое свидетельство глубины и прочности наших духовных ценностей. «Во времена Смуты, 400 лет назад, русский народ имел дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесённого по Руси удара была сама вера, — сказал Патриарх. — Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов или дать ассимилировать Русскую православную церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнётом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов — они защищали судьбу вселенского Православия».
Галина Фомичёва