Так называлась тема районного семинара, который в последние дни апреля прошёл в МБДОУ № 3 «Светлячок» г. Покров. В этот день подготовительная, старшая и средняя группы превратились в научные лаборатории, а дети, принимавшие участие в экспериментах на время семинара стали именоваться учёными.

В средней группе (воспитатель А. И. Абрамова) занятие проходило по теме «Поможем Вини-Пуху». Его целью стало ознакомление детей с понятием «Воздух».

В старшей группе (воспитатели Г. Н. Анисимова, С. Н. Сидоркина) занятие было связано с водой. Тему назвали «Волшебница вода».

Исследовательская работа в подготовительной группе (воспитатель Н. П. Сластенко) проходила по теме «Снег и лёд».

В процессе проведения семинара состоялась презентация уголков экспериментирования, а также Музея воды и Музея воздуха.

Педагоги нашего детского сада создают условия для развития познавательной и речевой деятельности дошкольников средствами экспериментальной деятельности. Для этого используются демонстрационные опыты и эксперименты, когда опыты проводит педагог, а дети следят за ходом и результатами. Нередко проводятся и фронтальные эксперименты, когда объекты эксперимента находятся в руках у детей. Всё это учит дошкольников наблюдать, анализировать, делать выводы.

Дети вместе с воспитателями с большим интересом проводят опыты с объектами живой и неживой природы: растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй. Знакомятся с различными свойствами веществ и учатся понимать, что такое твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. Педагоги останавливают их внимание на основных видах движения — это скорость и направление. Дети проявляют активный интерес к информации о строении Земли, о Солнечной системе, космических явлениях.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальной жизни. Он проявляет активное стремление узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет именно познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения и умозаключения. У детей возникает интерес, если они сами обнаруживают новые свойства предметов, их сходство или различие. Поэтому важно предоставить ребёнку возможность приобретать знания самостоятельно. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, значит, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. Всё это говорит о том, какой особый интерес представляет собой детское экспериментирование и как важно этим заниматься в дошкольном учреждении.

Полагаем, что наши педагоги вместе со своими воспитанниками на районном семинаре, который прошёл в детском саду № 3 «Светлячок», красноречиво доказали необходимость обращать пристальное внимание на детское экспериментирование и использовать его в процессе воспитания и обучения.

О. Погул,
старший воспитатель детского сада