На фото А. В. МорозовВ природе всё сбалансировано. Мы поняли это, когда бесснежный и тёплый декабрь сменил по-настоящему зимний январь с его обильными снегопадами, умеренными, а в отдельные дни ощутимыми морозами с показателями на термометре минус 20 градусов.

После снегопадов большим препятствием для людей и автомобилистов являются занесённые дороги, и на первый план выходит оперативная работа специальной техники. В нашем районе такой техникой владеет ФЛ ДРСП —  Петушинское дорожное ремонтно-строительное предприятие – филиал ГУП ВО «Дорожно-строительное управление № 3».

Начальник предприятия Максим Владимирович Синицын рассказал о том, что техника выходит на расчистку дорог в четыре часа утра. Вначале работу выполняют машинисты КДМ – комплексных дорожных машин, у предприятия их пять. А следом за ними идут четыре грейдера и формируют обочины на всю ширину полотна, как предписывают существующие нормы.

Так называемые дороги общего пользования, как правило, примыкают к федеральной автотрассе М7. Здесь проходят автобусные маршруты, которые связывают районный центр и г. Покров с такими, к примеру, населёнными пунктами, как Новосёлово и Киржач, Вольгинский, Санино, Городищи, Воспушка, Костино.

На КДМ и грейдерах посменно работает по два водителя. «Требования по качеству работ к ним предъявляются жёсткие, — подчеркнул М. Синицын, — но при этом в обязательном порядке оплачиваются и сверхурочные, и ночные часы, так как заканчивать работу им приходится не в 17 часов, а порой в 21 и 24 часа. Всё зависит от погоды и объёма работы».

«Чистят хорошо, — сказал житель Перепечино Михаил Фокин. – Я частенько хожу на охоту по дороге, которая ведёт в Марково. По ней ходит школьный автобус. Дорога прямо как зеркало».

Снегопады засыпают не только дороги общего пользования, но и деревенские улицы, по которым люди пешком добираются до автобусов и электричек, а владельцы автомобилей пытаются выехать их своих гаражей. До нынешнего года каждое из трёх сельских поселений района решало это проблему самостоятельно. В июле 2015 года полномочия переданы районной администрации. Начальник управления жизнеобеспечения, цен и тарифов Валентина Александровна Тимофеева рассказала о том, что были проведены торги, которые выиграло Петушинское ДРСП. В решении этого вопроса предприятие выступает как субподрядчик, нанимая на работу частных владельцев техники на договорных условиях. Иначе вопрос не решить: деревенские улицы очень узкие, и техника здесь нужна другая.

Много лет в зимнее время выполняет такую работу Александр Викторович Морозов из Перепечино. На его попечении находятся деревни Репихово, Домашнево, Перепечино, Глубоково, пос. Луговой и пос. Покровского торфопредприятия. Свой ЮМЗ-2126ЭО он собрал из запасных частей в мае 1997 года.

«Водительские права у меня были, я получил их во время работы на Чукотке, — рассказал он. – Но мне всегда был интересен бульдозер. После возвращения с Чукотки в 1992 году я окончил курсы трактористов. Такая  техника в то время свободно не продавалась, удалось купить её только в разобранном виде в организации, которая ликвидировалась».

Раньше, как только выпадал снег, и поступало задание на расчистку дороги, Александр Викторович первым делом спешил в Репихово, куда ходила автомашина с хлебом. Её всегда ждали пожилые жители. Теперь он начинает работу с  Домашнево. В летнее время она представляет собой зелёное, уютное дачное местечко. А зимой на узких деревенских улицах, занесённых снегом, бульдозеру приходится нелегко. «Всё время упираешься в глухие тупики. Толкать снег некуда, приходится тащить его метров по 700, при этом он сыпется через отвал, чтобы хорошо вычистить, по одному месту ездишь по три-четыре раза», —  рассказал А. Морозов. — К тому же деревни расстраиваются, и новые дома ставят так, что образуются новые тупики, так что больше ездишь назад, чем вперёд. Развернуться – целая проблема».

В качестве положительного примера Александр Викторович привёл прямую и широкую улицу Солнечная в пос. Луговой, протяжённостью около километра. Здесь работать на технике одно удовольствие.

Сейчас почти каждый дом огорожен металлическим забором, за которым жители стараются посадить на улице кусты, поставить красивые столбики или фонарики, с лета оставляют детские качели, кучи строительного материала в виде гравия и песка, бросают старые автомашины. По этим причинам и без того узкие улицы становятся  ещё уже. Для того, чтобы вычистить снег, приходится работать прямо-таки виртуозно.

Контейнеры стоянки, как правило, устанавливают летом, в отдалении, не думая о том, как спецтранспорт будет проезжать сюда зимой. Возникает необходимость обеспечивать для него подъезды. Жители просят почистить у своих домов. Многие из тех, кто поселился в деревне недавно, считают это прямо обязанностью водителя бульдозера, указывая ему барским жестом. Но большинство радуется, когда бульдозер приезжает после снегопада, выражают большую благодарность. В целом технике на деревенских улицах работать нелегко, а при нынешнем обильном снеге, нагрузка огромная, и поломки неизбежны.

«Ремонтируюсь постоянно, причём, не в тёплом гараже, а на улице», — продолжает разговор Александр Викторович. – Вот недавно колесо пробил, а оно стоит 20 тыс. рублей. Хорошо, что запаска есть».

Спрашиваю, удаётся ли заработать? Александр Викторович рассудительно говорит о том, что значительная часть средств уходит на заправку. На каждый выезд для чистки деревенских дорог тратится по 50 литров солярки, стоимость каждого литра которой составляет 36 рублей. Плюс запасные части. От заработанного остаётся немного. Но зима снежная, есть надежда, что удастся остаться в плюсе. «И потом, за столько лет уже привык, считаю своей обязанностью заботу о дорогах, — подводит Александр Викторович итог нашему разговору. – Всё-таки служил в ВДВ. Кто, если не я?!»

Галина Фомичёва