Духовное завещание Сергея ФуделяСергей Иосифович ФУДЕЛЬ (1900-1977) — богослов, философ, духовный писатель. День памяти – 7 марта.

Крылом своим меня одень,
Волненья сердца утиши,
И благодатна будет тень
Для успокоенной души.

Этими словами тютчевских стихов слёзно молился Сергей Иосифович своему ангелу в нестерпимой толчее московского метро.

Родился Сергей Иосифович Фудель в семье священника Иосифа Фуделя (1865-1918) и Евгении Сергеевны Емельяновой (1865-1927) в Москве в 1900 г. Среди знакомых отца Иосифа в Москве были отец Павел Флоренский, философы Константин Леонтьев, Василий Розанов, Лев Тихомиров. Круг общения отца повлиял на мировоззрение сына. Окончив гимназию, он поступил на философское отделение Московского университета.

После революции Сергей борется против «живой церкви», вместе с православными студентами расклеивает листовки, разъясняющие пагубность обновленчества. Ему довелось общаться со святыми старцами Оптиной пустыни. В книге «У стен Церкви» Сергей Фудель описывает свою встречу с оптинским старцем Нектарием: «Быстрой походкой вышёл ко мне старец, которого я видел впервые, благословил меня и сразу, без всякой подготовки и без каких-либо обращений с моей стороны, сказал: «Есть ли у вас невеста?» И, не дожидаясь ответа, продолжал: «Поезжайте к Святейшему Патриарху Тихону и просите посвятить вас. Перед вами открывается путь священника». Я молчал, ничего подобного не ожидавший, ошеломлённый. «Не бойтесь, — сказал он, — и идите этим путём. Бог вам во всём поможет. А если не пойдёте, испытаете в жизни большие страдания». Священником он не стал.

В 1922 г. после окончания первого курса философского отделения Московского университета Сергей Иосифович был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму за участие в противодействии обновленческому расколу. В 1923 г. приговорён к ссылке по ст. 58 УК в Усть-Сысольск Зырянского края. Вслед за Сергеем Иосифовичем в Зырянский край приехала его невеста Вера Максимовна Сытина. Венчание состоялась в 1923 году в Усть-Сысольске (ныне г. Сыктывкар), на квартире епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). Это была также первая ссылка владыки-исповедника. Венцами служили веночки, сплетённые из ивовых прутиков. С тех пор Владыка Афанасий стал одним из самых близких друзей Фуделей. Сергей Иосифович писал о нём: «Старец-епископ был одним из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до самой земли…»

В начале своего исповеднического пути он оказался вместе с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), архиепископом Фаддеем (Успенским). Всю жизнь С.И. Фудель духовно следовал за этими великими подвижниками XX в.

Духовное завещание Сергея ФуделяВ 1933 г. последовал новый арест и по той же 58 ст. УК приговор к заключению в ИТЛ, лагерь в г. Вель, ссылка в Вологодскую область. С 1934 по 1941 г. проживал в г. Загорске Московской области с «непоминающим» архимандритом Серафимом (Битюговым), некоторое время скрывавшимся в доме Фуделей. В Сергиевом Посаде, близ Троице-Сергиевой Лавры, жили также Флоренские, Тихомировы, Новосёловы, Голубцовы.
В 1941-1945 гг. – С. Фудель был призван на фронт и прослужил все четыре года рядовым охраны воинских грузов. После возвращения в 1946 году Сергей Фудель был арестован по делу священника Катакомбной церкви Алексия Габрияника. Алексий Габрияник был женат на сестре Николая Голубцова, с которым Сергей Иосифович поддерживал дружеские отношения. Сергея Фуделя снова отправили в ссылку в г. Минусинск, а затем в с. Большой Улуй Красноярского края.

Сергей Иосифович вернулся в Загорск в 1952 году. Но по закону политические и уголовные преступники не имели права на проживание в Московской области, и вскоре семье пришлось переехать. Первое время по переезде из Загорска жили в городке Лебедянь, потом купили дом в Усмани, в той же Липецкой области. Именно там был закончен серьёзный богословский труд Фуделя «Путь отцов». В октябре 1958 года пришёл отзыв на него от старца-епископа Афанасия Сахарова): «Милость Божия буди с Вами, милый и дорогой мой Сереженька… Господь да поможет Вам шествовать «путём отцов»… Идея «монастыря в миру» для меня особенно дорога, и пропаганду её я считаю совершенно необходимой… Ваша книга — богословское обоснование «монастыря в миру»…. С любовью обнимаю Вас и лобызаю, и паки прошу прощения. Спасайтесь о Господе. С любовью, богомолец Ваш, епископ Афанасий».

Владыка благословил Фуделей поселиться в Покрове. Вскоре они купили полдома, и здесь С. Фудель написал почти все свои труды. Сергей Иосифович знал семь языков, Вера Максимовна — пять. Пенсии у обоих были мизерные, и они подрабатывали переводами для патриархии. В частности, переводили с английского языка Фому Аквинского, творчество которого Фудель называл духовной пустыней. Исследователи творчества Сергея Фуделя называют его самым сокровенным духовным писателем XX века. В его богословии нет стремления поставить себя над читателем, нет и тени стремления к изысканности слога. По сути, его труды — это не богословские трактаты, а исповедь, обращённая к сердцам, духовное завещание — нам.
Николай Сергеевич Фудель вспоминал о последнем дне жизни отца, 6 марта 1977 года: «…он потерял сознание от кровоизлияния в мозг… ни на что не отзывался, не ел, не пил, но мама сказала, что когда пришли со Святыми Дарами из церкви, то он принял и проглотил причастие. Мы с мамой остались с ним на ночь одни и поочерёдно читали Псалтирь. Под утро я задремал, но она меня толкнула: папа отходит. Всё реже становилось дыхание, ещё реже, казалось, что сам умираешь вместе с ним, с каждым вздохом и выдохом, но вот молчание. А мы ещё ждали. Но не дождались — он скончался. Было это на рассвете 7 марта…» Весть о смерти Сергея Фуделя быстро распространилась среди прихожан. 8 марта все конторы были закрыты. Кто-то из своих сколотил гроб, но машину найти не удалось. Нашли двое детских саночек и на них потащили гроб в церковь. На другой день с первой электричкой и автобусами приехало множество людей, знавших Фуделя. Отпевали два священника. «Могучий хор пел так, что во мне что-то омертвелое от горя проломилось и сквозь слёзную боль потекло неведомое облегчение… — вспоминал Николай Фудель. — Клир по тем временам не мог провожать вне ограды, но двери храма выходили прямо на улицу, их открыли и, держа гроб на плечах, стоя на пороге, пели на весь город радостно и согласно: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»… Медленно по главной улице — Горьковскому шоссе — с этим пением шла за машиной с гробом толпа провожающих. Многолюдная толпа — около ста друг другу почти незнакомых людей, старых и молодых, — на этот час примирённых со всеми». Дочь Сергея Фуделя Мария Желновакова приехала из Липецка к похоронам. Спустя четверть века она говорила об этом, как о недавно происшедшем событии: «Было очень много народа. Но, странно, всеми владело не горе, а радость… Хотелось прямо здесь, на кладбище, запеть Пасху…».
Похоронен на городском кладибще г. Покров, где в 1988 г. рядом с ним похоронена его жена В.М. Сытина.

Галина Вьюгина