Формирование духовности личностиДуховность, как своего рода потенциал, «зерно», имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».

Как много сейчас рассуждают об упадке нравственности и духовности у молодёжи! Образовательные учреждения восполняют этот пробел в образовании и воспитании нового поколения. В нашей школе (как и во всех других) тоже преподаётся предмет Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — призванный расширить границы духовного воспитания молодёжи и познакомить с основами не только христианства, но и всех основных религий мира. Курс очень насыщенный и интересный (и что немаловажно — это светская дисциплина). Он не агитирует детей на принятие какой-либо религии, а знакомит с основополагающими догмами разных религий мира. Цель этого курса — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Это воспитание человечности, доброты, взаимопонимания и терпимости к людям. Последнее время среди родителей бытует мнение, что если ребёнок изучает этот курс — значит, ему внушают и агитируют определённое вероисповедание. Это далеко не так! Детям очень нравится в доступной для них форме узнавать, какие религии есть в мире, во что верят люди, к чему стремятся. В предмете ОРКСЭ есть разные модули. В моём классе (4 «А») я преподаю модуль «Основы православной культуры». Детям интересно на уроках узнавать что-то новое, а чаще — открывать для себя новый смысл привычных вещей. Так, например, проходили тему «Православные иконы». Многие ученики по-новому открыли для себя вещи, имеющиеся у них дома. Даже дети другой веры, находящиеся в классе, с интересом слушали рассказ и задавали вопросы. На базе нашей школы в ноябре прошёл семинар по курсу ОРКСЭ. Присутствовали учителя из разных школ района. Для них были даны уроки в 4 классах. Все педагоги получили высокую оценку коллег за подготовку материала и работу детей на уроках. Конечно, школьные предметы формируют базу в сознании учащихся, но внешкольные мероприятия одинаково важны для формирования дальнейшего интереса ребёнка. Когда в рамках ФГОС мы только осваивали проектную деятельность, я с моими теперь уже выпускниками, работала над большим проектом, результатом которого стала презентация «Покров. Музыка в камне». Ребята по-новому открыли для себя красоту архитектуры старых зданий города. А ведь знание истории и культуры родного края — это тоже большая часть духовного воспитания.

Недавно праздновалось 70-летие Владимирской области и это событие в нашей школе тоже не осталось без внимания. Прошли очень интересные внеклассные мероприятия и классные часы. С той же целью духовно-нравственного развития ребята нашей школы участвуют в разных конкурсах. Например, в октябре, на проходивших 10-х районных Свято-Афанасьевских чтениях, свою работу представила моя ученица — Дарья Аминова «Святые моего края. Священномученик архиерей Николай Поспелов». Нами была проделана огромная работа по этой теме и результат — 1 место. Многих учеников нашего класса победа Дарьи на районном конкурсе вдохновила на участие в других конкурсах. Воспитывать духовно-нравственную личность – сложная задача, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дадут положительный результат.

Н.В. Боева, 

учитель начальных классов МБОУ НОШ г. Покров