На фото слева направо: бригадир В. Д. Зайцев, монтёры К. А. Коняшин, А. П. Киселёв, Е. В. Клюквин. Фото автора.

На фото слева направо: бригадир В. Д. Зайцев, монтёры К. А. Коняшин, А. П. Киселёв, Е. В. Клюквин. Фото автора.

В своих оранжевых жилетах
Под солнцем и в ночных огнях,
Вы и зимой, и жарким летом
Работаете на путях.

Мы привыкли называть этих людей в оранжевых жилетах путейцами. Структура, в которой они работают, имеет длинное название. Это Московско-Горьковская дистанция пути Московско-Курского отделения Московской железной дороги.

На станции Покров базируется коллектив, руководит которым мастер пути Сергей Алексеевич Малафеев. Я попросила его о встрече и пришла в назначенное время.

Встретив меня в помещении табельной, мастер пути Сергей Алексеевич Малафеев первым делом показал удобные шкафчики для монтёров, душевую, умывальник и тёплый туалет. «Теперь не то, что раньше, — сказал он. – Раньше у нас рукомойник висел на улице. Летом перед работой мы наливали воду в пластиковые бутылки. Они за день нагревались на солнце, и вечером у каждого был запас воды, чтобы ополоснуться и переодеться. Всё же работа грязная, а домой едем в общественном транспорте – автобусе или электричке».

Корр.: Сергей Алексеевич, благоустройство выполнено централизованно или как-то иначе?

Малафеев: В последние годы условиям труда путейцев руководство нашей дистанции и профсоюзный комитет стали уделять больше внимания, так что оборудование душевых и создание комфортных условий выполнено централизованно. В помещении тепло, есть электрочайник, микроволновая печь. Рабочие имеют возможность прийти сюда в обеденное время, помыть руки тёплой водой, поесть, выпить горячего чая.

Корр.: Дистанция пути Московско-Курского отделения Московской железной дороги по-прежнему делится на околотки?

Малафеев: Нет, старое определение осталось в прошлом. Несколько лет назад мы перешли на участковый метод и теперь работаем на 4-ом участке. Он начинается от станции Войново и заканчивается на границе с Горьковской железной дорогой, это 122-й км. В нашем коллективе трудится три бригады, три мастера и 25 монтёров пути. Работа планируется начальником участка. На территории находится три железнодорожных переезда, которые также требуют повышенного внимания. К примеру, вчера, проверяли состояние и оборудование переезда на 116 км.

Корр.: Какое время года для путейцев самое сложное, вероятно, зима?

Малафеев: Холод и жара – два обстоятельства, при которых рельсы могут деформироваться или лопнуть. По этой причине самое сложное время – это слишком морозная зима и очень жаркое лето. Зимой к осмотру и ремонту путей прибавляется очистка от снега, а летом боремся с травой, поскольку эстетике дорожного полотна сейчас уделяется особое внимание.

Корр.: Сергей Алексеевич, когда живёшь неподалёку, нетрудно заметить, что монтёры работают не только днём, но и ночью.

Малафеев: При необходимости люди выходят в ночную смену. Например, сегодня ночью на станции Покров будет работать машина по очистке путей от снега. Звено из двух человек будет следить за тем, чтобы куски льда и камни не оставались на путях, в состоянии стрелок не было отступления от норм содержания.

Корр.: В новогодние дни также не пришлось отдыхать?

Малафеев: Движение поездов, в том числе скоростных, идёт беспрерывно и круглосуточно. А наша задача – на своём участке обеспечить техническое состояние дорожного полотна. Мы не можем, тем более в зимнее время, отдыхать 10 дней. В праздники дежурим по графику.

Корр.: На каком счету 4-й участок? Что учитывается при подведении итогов работы?

Малафеев: Коллектив участка на хорошем счету. Итоги работы подводятся в баллах, при этом учитывается нарушение дисциплины и техники безопасности, нарушение технологии производства и другие параметры. В целом спрашивают с нас очень строго.

Корр.: И прогресс на месте не стоит. В Вашем деле это ощутимо?

Малафеев: В последние годы стала применяться технология укладки бесстыкового пути. На участках Покров — Петушки и Усад — Покров мы уложили плети бесстыкового пути, длиной в перегон. При временном восстановлении рельсовых плетей возникает необходимость распила. Раньше на это уходило минут 40. С появлением нового рельсорезного станка, это занимает не больше 3-4 минут.

С деревянного основания на бетонное переведены стрелки. Давно остались в прошлом и деревянные шпалы на путях.

Корр.: В любом деле лучший помощник — опыт. Сколько лет Вы работаете мастером участка?

Малафеев: Мастером работаю 14 лет. А на железную дорогу пришёл сразу после окончания Московского колледжа железнодорожного транспорта 24 года назад. Начинал монтёром в 1991 году. И на участке у нас в основном народ опытный, работают по 15-18 лет.

В числе старожилов Виктор Николаевич Монахов, у него стаж монтёра 34 года. Давно работают бригадиры Александр Витальевич Арзамасов, Дмитрий Владимирович Зайцев, Николай Борисович Ахманов.

Корр.: Раньше железная дорога кормила жителей всех окрестных деревень. А сейчас, похоже, молодые ребята не стремятся стать монтёрами пути?

Малафеев: Работа тяжёлая и, можно сказать, всепогодная. Пришёл как-то к нам новичок. На улице шёл дождь, мы надели плащи, и пошли работать. Парень очень удивился: «Как работать, ведь дождь на улице?!» Так что молодёжь у нас не задерживается. К слову сказать, текучки в кадрах у нас нет. Люди работой дорожат. А для новичков есть учебный центр в Москве, где они получают теоретические знания.

Корр.: Как оплачивается такая работа, не только тяжёлая, но и ответственная? Можно назвать среднюю цифру?

Малафеев: Средняя зарплата у нас составляет 45 тысяч рублей.

Корр.: Монтёры пути обеспечены спецодеждой, инструментом?

Малафеев: Обеспечены полностью. Спецодежда выдаётся как для работы в зимних условиях, так и на более тёплое время. Инструмент у нас тоже есть.

Корр.: Сергей Алексеевич, в любом деле важную роль играет любовь к работе, Вы с этим согласны?

Малафеев: Согласен. Добавлю только, что не менее важно при этом, в каком коллективе работаешь. О любви к работе говорит трудовой стаж наших монтёров. Считаю, что и коллектив у нас хороший. Мы не только работаем, но и отдыхаем вместе в выходные дни, отмечаем дни рождения. Конечно, возраст уже не тот, чтобы часто собираться, но несколько раз в год это происходит. Мы многое друг о друге знаем, поддерживаем тех, у кого в семье случаются в неурядицы, помогаем, если это необходимо. Считаю очень важным, если человек в трудную минуту находит поддержку в коллективе.

Корр.: Спасибо, Сергей Алексеевич, за то, что нашли время для разговора. Разрешите пожелать коллективу 4-го участка удачи.

Малафеев:

Спасибо за пожелание. Удача нам не помешает.

Галина Фомичёва