Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Международной Федерацией потребительских организаций объявлен девиз очередного Всемирного дня защиты прав потребителей в 2018 году «Making digital marketplaces fairer» — «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах применяет в своей деятельности традиционные формы работы, связанные с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения.

Так, в 2017 году в территориальный отдел поступило 375 обращений, из которых — 159 жалоб на нарушения санитарного законодательства и 216 — на нарушения прав потребителей. 50% обращений связаны с нарушением прав потребителей в сфере торговли, 27% — в сфере жилищно-коммунальных услуг. Остальные 23% составляют жалобы на услуги общественного питания, бытового обслуживания, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, туристических и транспортных услуг. Все обращения рассмотрены.

Однако, если структура обращений по сравнению с 2016 годом практически не изменилась, то результаты рассмотрения обращений изменились существенно.

Из 216 жалоб на нарушения прав потребителей, по 178-. даны разъяснения в пределах установленной компетенции, 23 — направлены по подведомственности, 15 — послужили основанием для проведения проверок.

Это связано с тем, что с 01 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон).

Так, в соответствии с новой редакцией п.п. «в» п.2 ч.2 ст. 10 Закона основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)».

Следует отметить, что дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

По таким обращениям граждан принимаются меры в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Также разъяснительный порядок ответа на обращения граждан применяется в случае, если события описанные в обращении гражданина, затрагивают исключительно его личные имущественные права. В этом случае речь идет о порядке судебной защиты прав потребителей на основании положений п.1 ст. 11 ГК РФ и п.1 ст.17 Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», т.к. ни один государственный орган не вправе понуждать хозяйствующий субъект к исполнению каких-либо обязательств.

Дополнительно территориальный отдел информирует, что обращения в форме электронных сообщений направляются в Роспотребнадзор только путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, который размещен на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Для граждан» — подраздел «Обращения граждан» http://www.rospotrebnadzor.ru/grazhd/.

Главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах Стеколыцикова А. В.