Вопросам роли местных властей в построении демократического и гражданского общества в Европе уделяется большое внимание, примером тому стала очередная конференция, которая проходила в Праге в ноябре 2003 года, в которой принял участие член делегации Российской Федерации, глава города Покров В. Рогов.

13 — 15 ноября 2003 года в Праге, Чешская Республика, проходила международная конференция «Политика местных властей по предотвращению преступности в Европе».

Участниками этой конференции были политические представители местных и национальных органов власти; правоохранительные и судебные органы; официальные лица и специалисты, занимающиеся вопросами предупреждения преступности; университеты и научные учреждения; специализированные организации.Совет Европы

Всего в работе конференции приняли участие 29 стран.

Россия на этой международной конференции была представлена делегацией в составе:

Наил Галеев из Казани, Иван Глухов из Москвы (ГУВД г. Москвы), Николай Ниров из Казани, Виталий Притула из Москвы (ГУВД г. Москвы), Вячеслав Рогов из г. Покрова (Мэр города), Сергей Воронцов из Ростова на Дону.

Вот что рассказал участник этой конференции, Мэр нашего города Вячеслав Михайлович Рогов.

Организованная Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, эта конференция была заключительной в анализе причин и выработке практических рекомендаций по вопросам профилактики преступности. Вся практика общения в течение последних лет участия в работе Конгресса Совета Европы, где мне выпала честь представлять Россию и наш город Покров, показала, что развитие местного самоуправления самый эффективный путь построения процветающего и справедливого государства, построения гражданского общества. В отличие от этого концептуально важного, доказанного практикой успешного развития демократических государств подхода к роли местного самоуправления, в нашей области эти идеи воспринимаются с трудом. Примером тому может служить политика укрупнения и слияния муниципальных образований, проводимая во Владимирской области и направленная как раз на лишение самостоятельности населения в решении своих же вопросов, концентрации власти и бюджетных средств в областной администрации. Эта политика, к сожалению, не приближает нас к решению целого ряда актуальных и наболевших проблем, таких как высокий уровень уличной преступности, насилие и бесчинства на улицах городов и многих других проблем в этой области.

На Конгрессе, участники в кулуарах и в своих выступлениях отмечали, что эта проблема занимает видное место в предвыборных компаниях, над ее решением работают многие организации, в том числе и международные.

Несмотря на то, что в области снижения уровня преступности и построения безопасного, свободного от страха и неуверенности общества в последнее время появилось немало удачных примеров, все еще пугающе велико количество краж со взломом в домах, гаражах и учреждениях, а так же случаев нарушения порядка и тишины, несанкционированного нанесения надписей и рисунков — граффити — на стены домов и общественных зданий, скопления мусора, появления неоспоримых признаков ухудшения уровня жизни в отдельных микрорайонах, актов вандализма, правонарушений на расовой почве, бытового насилия, беспорядков с участием молодежи, преступлений связанных с автомобилями, преступлений связанных с употреблением наркотиков и алкоголя, беспричинных насильственных действий.

Эти признаки социального нездоровья обнаруживаются преимущественно в городах: традиционно являясь средоточием экономического и культурного развития, они неизбежно становятся тем местом, где чрезвычайно остро ощущается такая проблема общества, как преступность.

При этом уровень раскрываемости преступлений постоянно снижается. Сокращается процент регистрируемых правоохранительными органами мелких правонарушений. Граждане испытывают все меньшее доверие к органам милиции, следствия и прокуратуры.

Кроме того, преступность представляет реальную угрозу демократии, поскольку вызывает к жизни расистские порывы, стремление «перестраховаться» путем введения «упрощенной» процедуры судопроизводства, при которой можно не заботиться о правах и достоинстве человека: «параллельных» правоохранительных и судебных органов, равно как и замены местного самоуправления якобы более строгим и более эффективными центральными органами управления.Рогов

Именно поэтому конференция, обобщив многолетний опыт исследования в области этих вопросов, особо отметила тот факт, что местные власти (местное самоуправление) могут сыграть ключевую роль и оказать серьезное влияние на формирование целей в этой области. Если разработка и решение этих целей входит в компетентность и ответственность органов местного самоуправления, с задачей выработать местные подходы и методы их решения в области безопасности, то к ним могут и должны относиться:

· городская инфраструктура, включая общественный транспорт, уличное освещение и меры безопасности на участках пересечения дорог.

· культурно — бытовые сооружения, школы, игровые площадки, стадионы, бассейны, учебные центры.

· политика социального обеспечения и поддержки семей, направленная на оказание содействия родителям в выполнении их обязанностей.

· организация муниципальной полиции и многое другое.

Исходя из этого, конференция в своих документах высказалась о том, что в тесном сотрудничестве с местными органами самоуправления центральным властям, властям региональным, центральным министерствам и ведомствам было бы полезно согласиться и принять в своей практической работе следующие подходы:

— местные решения, направленные на снижение уровня преступности и возможной опасности в городах являются ключевыми составляющими программ профилактики преступности и местные проблемы должны решаться на местах.

— что необходимо укреплять и развивать местное самоуправление и народовластие в духе принципов Европейской хартии местного самоуправления.

— что необходимо повышать ответственность местного самоуправления в сфере профилактики преступности и обеспечивать его соответствующими финансовыми средствами.

— снижать степень централизации и контроля со стороны центральных органов государственной власти с целью создания возможности принимать решения на местах — там, где лучше понимают местные потребности и могут отыскать индивидуальные решения.

— что необходимо заботиться о том, чтобы местный бюджет и местные ресурсы оставались в распоряжении местной общины.

— что необходимо способствовать развитию потенциала территории путем формирования и поддержки у её членов гражданской позиции и активности.

Темы, которые обсуждались на этой конференции, были разнообразны, но все они были посвящены борьбе против насилия и преступности, а главной задачей конференции была задача выработки новых подходов в решении этих сложных задач, характерных для всех органов местной власти, больших и малых. Итогом работы конференции было принятие обобщенных методик профилактики преступности в городах в виде справочника для органов местного самоуправления. При разработке этого справочника преследовалась цель внести практический вклад в разработку стратегии, а так же сформировать новые направления анализа в сфере предотвращения роста преступности и повышения безопасности жизни в городах.

Вот только некоторые основные вопросы, по которым выработаны очень важные и значимые методические советы:

— Право на безопасность в городе.

— Местные власти: ключевая роль в профилактике преступности.

— Совместные действия.

— Диагностика и исследования.

— Социальная политика в городах.

— Молодежь и преступность.

— Школа и насилие.

— Насилие по отношению к женщинам и пожилым людям.

— Охрана правопорядка и муниципальные органы.

— Участие общественности.

— Добропорядочность чиновников и политиков.

В заключение хочу сказать, что работа в Конгрессе была очень эффективной и полезной и, безусловно, принесла и принесет пользу в понимании и воплощении принципов строительства гражданского общества, а на этом направлении еще очень много надо сделать. Хотелось бы так же отметить, что все расходы, связанные с участием делегации России и её работы финансировались Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы.

Разговор записал: Э. В. Якимов.