Любовью к жизни он покорял всех нас

Любовью к жизни он покорял всех нас

Как быстротечна жизнь. С возрастом, а может и не только, острее начинаешь ощущать, как неумолимо бегут дни, недели, года. Совсем недавно был Новый год, а уже половина марта. Кажется, недавно душа замирала, когда под звуки духового оркестра в праздничные дни по улицам нашего города торжественно шла солидная колонна ветеранов ВОВ. А сейчас их остались единицы. И очень важно сохранить память о них в душах подрастающего поколения. Но ведь уходят в мир иной не только ветераны ВОВ и не только они основа наших корней, нашей истории.

В местном краеведческом музее собран огромный и интересный материал о покровчанах, которые своими делами, бескорыстным каждодневным трудом вносили и продолжают вносить неоценимый вклад в развитие и становление города. И знают об этом лишь немногие.

Энергичный и влюблённый в свой город и его жителей деятельный человек Людмила Борисовна Федосеева предложила на страницах нашей газеты начать серию публикаций об этих замечательных людях. И для первого такого знакомства она принесла нам большой материал с рукописями, фотографиями, повествующими о жизни, увлечениях и творчестве нашего земляка Вадима Васильевича Баранова

Многие вспомнили этого человека с доброй и светлой улыбкой. В 1963 году Вадим Васильевич приехал в наш город и стал работать в педагогическом училище преподавателем, заведующим учебной частью, а с 1972 по 1985 — бессменным директором этого заведения.

Из коллективных воспоминаний коллег В. В. Баранова, предоставленных Людмилой Борисовной Федосеевой:

«Вадим Васильевич в нашем большом коллективе всегда выделялся своей неординарностью: сдержан, корректен, приветлив со всеми, но без суеты, желания понравиться или угодить. Коллектив педагогов — женский в основном, и, естественно, своеобразен. И что особенно запомнилось нам, он никогда не был «предметом» обсуждения или осуждения. Он был хорошим товарищем для всех нас, и ровесников, и молодых. Со временем мы открыли в нём другие важные черты, которые позволили ему в течение многих лет руководить нашим коллективом. Это кристальная честность. Ничего для себя, но об учителях проявлял трогательную заботу. К примеру, в трудные времена (отсутствие продуктов) осенью организовывал заготовку овощей на зиму, причём, только силами мужчин-преподавателей. Это была забота настоящих мужчин, коих сейчас рядом с нами становится всё меньше. И главное — умел всё помочь, подсказать, защитить просто и не навязчиво.

Быть бесконфликтным человеком всегда трудно, но в те годы мы работали спокойно и плодотворно. Этому способствовал Вадим Васильевич, который был настоящим интеллектуалом, любил русскую литературу и знал её прекрасно. К природе он относился как к храму. Учащиеся тоже очень любили Вадима Васильевича. Всех заражало его большое увлечение — туризм и любовь к жизни. О многочисленных экскурсиях-походах рассказывают альбомы В. В. Баранова, которые попали в краеведческий музей, фотографии сделаны автором и его друзьями.

Любовью к жизни он покорял всех нас

Любовью к жизни он покорял всех нас

С преподавателями он постоянно организовывал поездки в памятные места — на родину Толстого, Чехова, Поленова, города-герои. О них мы и сейчас вспоминаем с трепетом.

В те годы в наш город приезжали известные всей стране люди, общение с которыми обогащало и преподавателей, и учащихся. Это и Евгений Евтушенко, и Роберт Рождественский, и Андрей Вознесенский, и ученик А. Макаренко С. Калабилин, известные журналисты, деятели искусств. Таким образом воплощался в жизнь постулат идеологии советской власти — «общение с прекрасным воспитывает молодёжь». Не такой уж плохой метод воспитания в отличие от нынешнего — телеобщения. А приезжающие артисты за немалую сумму только развлекают. Не стало диспутов, откровенных разговоров. У В. В. Баранова всё было взвешено и продумано. Стоит почитать, скорее всего, его неопубликованные размышления «У обелиска», чтобы понять, что делалось всё это им от души, шло от сердца. (Редакция планирует опубликовать их в канун Дня Победы).

Для Вадима Васильевича много значили родственные связи. Почитание отца, старшего брата, помощь и поддержка родных — было для него очень важно. Родные отвечали ему той же привязанностью. Когда я прочитала его рассказы, сказки и стихи для детей (они попали к нам в музей уже после его смерти), я поняла какая тонкая и нежная душа у Вадима Васильевича. Это не лично мои воспоминания о замечательном человеке, а мнение многих преподавателей педучилища».

Из творчества В. В. Баранова

Сказка-шутка про Стёпу Рябова

Пришло время, и Стёпа Рябов стал ходить в школу. Уже несколько дней учился он в первом классе. Вот как-то раз учительница спросила детей:

— Кто помнит сказку про Курочку Рябу?» — Ученики все дружно подняли руки.

— Хорошо. А теперь поднимите руку те, кто хочет рассказать её.- Руки подняли половина ребят.

— А кто нам расскажет сказку так, чтобы по-новому, с выдумкой, с дополнением собственной фантазии? — Ребята задумались. И поднялось всего две руки, одна Стёпы Рябова, а другая девочки, с которой он раньше вместе ходил в детский сад. Тогда учительница сказала:

— Сейчас мы слушаем сказку Ксюши, а Стёпа нам свою сказку расскажет в другой раз.

Девочка встала из-за стола и начала рассказывать:

«Жил-были дед и баба. И был у них Стёпочка Рябов. — В классе раздался громкий разноголосый смех. Ксеня подождала, пока не утихли ребята, и продолжила: — Пошёл дед в хлев, не снесла курочка яичка. Пошла за яичком баба, нет яичка. Тогда посылают они Стёпочку. Надел он башмаки, один кое-как зашнуровал, а другой и совсем не стал зашнуровывать. Пришёл он в хлев, а там, в гнезде, лежит яичко. Схватил его Стёпа руками и быстрее бежать: уж очень хотел он обрадовать деда с бабкой. Да случилась беда, наступил он ногой на болтавшийся шнурок и упал. Яичко выпало из рук и разбилось. Мышка мимо бежала, хвостиком вильнула, посмеялась и в норке скрылась. А Стёпа в избу пришёл грустный, рассказал деду с бабой всё, как было. Загоревал дед, запечалилась бабка.

— И какой же ты у нас Стёпушка-растрёпушка! Ну, что мы теперь есть-кушать будем? — Плачет дед, плачет баба, а Стёпа говорит «Не плачь, дед, не плачь, баба, попрошу я курочку снести ещё яичко, да не простое, а золотое. И снесла им курочка золотое яичко. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. Стёпа бил-бил, не разбил. Так и лежит оно у них в кухне на полочке».

Ксения кончила рассказ и села на место. В классе стояла тишина. Потом вдруг все задвигались, заговорили, поднялся шум. А Стёпа Рябов встал, подошёл к столу учительницы и сказал:

— Неправда всё это, я уже давно хорошо ботинки зашнуро-во-вы, — тут он запнулся немного, уж больно трудно выговаривается это слово, затем чётко, правильно произнёс — зашнуро-вы-ваю.

Интересно. А как Стёпа в следующий раз эту сказку расскажет?

Кот, петух и сапожки

Кот-мурлыка петуху

Сшил сапожки на меху.

Не сапожки — красота,

Получились у кота.

Петушок благодарит:

— Вот спасибо, — говорит.

Зимой буду надевать

И в обновке щеголять.

Не озябнут мои ножки

В этих кожаных сапожках.

Петушок подарку рад:

Как померил, в аккурат.

И несёт мясца коту

За такую доброту.

Пожуёт немного кот,

На крылечке отдохнёт.

А потом начнёт опять

Пару новую точать.

Петушок взлетит на пень

И поёт, поёт весь день!

Развлекает песня та

За работою кота.

Как сапожки кот сошьёт,

Так кому-то принесёт.

Может быть, подарит Ксюше,

Или их отдаст Кирюше.

Если кот найдёт наш дом,

То придёт он с петухом.

Принесут они сапожки

И оставят на окошке.

Пусть их Саша надевает

И по улице гуляет.

Имя выбрать совсем не просто Рассказ

Когда время стало подходить к решительным событиям, и супруг должен был вот-вот отправить свою жену в роддом, как-то сразу и остро возникли две проблемы. Как назвать ребёнка и стало совершенно очевидным, что как-то надо подготовить к этому событию Игоря, первенца, мальчика детсадовского возраста. Сначала и тому, и другому не придавали значения, думалось, сделать просто. Муж сказал жене, что мать легко объяснит сыну сама.

— Как это я ему объясню, ты подумал? Ты мужчина, вот ты и объясняй.

— Но тебе это сделать проще,

— Проще? Ну что ты говоришь? Уверена, об этом лучше сказать тебе.

Спор, в конце концов, закончился тем, что муж согласился. Ладно, так и быть, он сам это сделает, но нужно продумать, как и что сказать, надо подготовиться, почитать литературу. Объяснение пока отложит, время ещё есть. А первая проблема решалась уже во всю. Каждый день предлагались и обдумывались всё новые и новые имена. Уже была заполнена именами ученическая тетрадь, скоро и вторая будет вся исписана. Отовсюду, от родных, знакомых, соседей поступали советы, консультации.

— Знаешь, что сказали мои сослуживцы? — громко задал свой вопрос, как только вошёл в квартиру, вернувшись с работы, муж.

— Что же твои сослуживцы сказали? — одновременно шутливо и серьёзно произнесла жена.

— У них единодушное мнение — нет имени лучше, чем это. Они предлагают назвать нашего сына Игорем.

— Но ведь у нас уже есть один сорванец с таким именем.

— Вот и я выдвигал такой аргумент, правда, несколько в другой форме.

— И что же сослуживцы?

— Говорят, вот и прекрасно, будет два Игоря. Игорь-1 и Игорь-2. Это оригинально. И ещё говорят очень удобно. Понимаешь, когда нужно, например, позвать сразу обоих, достаточно сказать только одно имя Игорь. Ну, что скажешь?

— А то и скажу — пусть сами такой экономией и пользуются. — В глубине души ей хотелось, да она и не скрывала этого, чтобы была девочка. — А если будет девочка?

— О, на этот счёт мнения разошлись. Больше всего голосов, 3 голоса, получило имя Настя.

— Настя? Это Настёна, что ли?

— Почему Настёна? Настенька, так сразу и представляешь такую милую пигалицу с озорными глазками и белокурыми волосами.

— Какие ещё?

— Ещё были предложены по одному голосу — Марина, Светлана, Ира.

— Ну, уж это больно распространённые имена.

— А один оригинал есть у нас такой — назвать Анисьей. Так прямо и сказал — в честь таёжной жительницы на Алтае. А что, мне нравится.

— Что тебе нравится? Эта таёжная жительница?

— Ну, и она, конечно, и имя её.

— А мне самой больше нравится Кирилл. Какие артисты Кирилл Столяров, Кирилл Лавров.

— Значит, наш Кирилл станет третьим таким артистом. — Сказано это было так, что можно было понять — имя ему не нравится. А про себя что-то подумал, взвесив, сказал — А что, очень даже недурно, солидно будет Кирилл Александрович Бочаров. Согласен! Пусть будет Кирилл.

Папа Игоря по дороге из детского садика домой сказал своему сыну: «Завтра мы с тобой поедем к маме и привезём твоего братца»

— Братца Иванушку?

— Почему Иванушку?- удивился папа.

— Ну, который с сестрицей Алёнушкой, — пояснил Игорь и тут же задал вопрос — А сестрица у нас тоже будет?

Папа долго молчал, потом покрутил головой и ответил: «Раз такое дело

то должна быть, — подумав ещё немного, растерянно добавил, — только потом, позже».

— Когда мама её родит? — продолжал вносить ясность сын.

— Совершенно верно.- Отец внимательно посмотрел на сына и добавил удивлённо, — какой ты, оказывается смышленый парень!

На следующий день они поехали в родильный дом и привезли маленького человечка. Он был весь закутан в одеяльце с белыми красивыми кружевами. Так в этой семье появился новый член семьи. И назвали его красивым именем Ваней, а ласкательно, значит, Иванушкой, Ванечкой. Когда он станет совсем взрослым, то все будут звать его Иваном. Так же, как звали отца мамы новорождённого.

Страницу подготовила Александра Бабанская