В прошлом номере нашей газеты были опубликованы коллективное письмо жителей и ответ главы города. Задавая конкретные вопросы (в основном местного значения) местной муниципальной и областной государственной власти, жители города, по моему мнению, на примерах нерешённых проблем в Покрове, дипломатично и корректно высказали абсолютно законную критику, суть которой в том, что в нашей стране институт местного самоуправления перестал быть реальным инструментом решения жизненно необходимых и назревших вопросов местного значения.
Пора, не стесняясь признать факт, что местное самоуправление в финансовом смысле доведено до нищенства, до уровня попрошайки, стоящей на паперти храма вертикали власти и не только в г. Покров, но и повсеместно в стране. Решения острых социальных, техногенных, природных проблем на местах, ставшими итогом длительного и системного недофинансирования инфраструктуры территорий, проводятся центральной властью в ручном пожарном порядке, и обязательно с нахождением и наказанием «стрелочников» на местах. В последнее время всё больше звучат упрёки, что на местах воруют, что нет опытных управленцев, много разгильдяйства, и это главная причина, по которой народ страдает. Так ли это на самом деле?
Покров малый город со статусом «Городское поселение», таких городов в стране тысячи, в городе по итогам последней переписи проживает 17,8 тыс. жителей. Теперь город Покров самый большой в Петушинском районе. Более 15% населения — дети до 15 лет, которым нужно дать образование. Численность занятого населения 27,4 процента. Однако, в области экономического потенциала он не вписывается в среднестатистическую картинку страны. По своим экономическим показателям город Покров третий во Владимирской области. Несмотря на некоторый спад, в прошлом году в городе произведено продукции более чем на 20 млрд. рублей, налогов заплачено во все уровни бюджетов более 2 млрд. рублей (более 112 тыс. рублей на каждого жителя). В этом году по прогнозам цифры могут быть несколько лучше. Сколько из этих налогов останется в городе в 2012 году? Согласно принятому бюджету, чуть более 97 млн. рублей. По 5 с половиной тысяч рублей на жителя в год, примерно 5% от налоговых доходов, собираемых в городе! К примеру, во многих государствах Европы этот показатель колеблется от 28 до 50 процентов. Эти цифры говорят сами за себя в том смысле, что прямой связи с итогами труда горожан и их качеством жизни нет. Такая основополагающая для инновационного развития территорий связь действующей системой организации местного самоуправления не поддерживается, не стимулируется. Результат: при наличии предприятий мирового технологического уровня, входя на территорию которых попадаешь в современный мир, выходя — видишь запустение, разруху и нищету общественных мест пользования.
В последнее время часто приходится слышать в центральных средствах массовой информации разговоры о необходимости инновационного развития, привлечения инвестиций зарубежного и местного капитала в развитие экономики, повсеместного развития малого бизнеса, делаются попытки разработки новых программ, и, наверное, это неплохо. Но без реальных финансовых возможностей местных властей стимулировать этот процесс у себя на местах, рассчитывать на успех на этом пути в целом в стране не стоит. Местные власти должны быть кровно материально заинтересованы в развитии территории, а это возможно только в случае прямой связи с результатами работы экономики территории в виде реальных денег в бюджете.
У города Покров объективно имеется мощный потенциал развития, есть и действующие предприятия, которые готовы вкладывать деньги в своё дальнейшее развитие, есть потенциал и в области массового жилищного строительства. Но на протяжении более 20 лет так и не решился вопрос строительства (окончания строительства) городских очистных сооружений. Об этой проблеме знают все: в районе, в области, в Федерации и даже в администрации Президента страны. Стоимость решения этой архиважной задачи для социально-экономического развития города — чуть более 300 млн. рублей. При существующем положении вещей собственными финансовыми возможностями решить этот проблему невозможно. Объективные возможности социально-экономического развития города, в связи с этим, остановлены. Решив же этот вопрос, удалось бы в самое ближайшее время увеличить экономический потенциал города минимум на 50 процентов.
Несколько слов о качестве жизни горожан. В городе работают 3 школы: начальная (базовая), зданию более 100 лет, 2 средняя школа, несколько лет назад отметила своё 50-летие, 1 средняя школа, отметила своё 40-летие. Средние школы долгие годы работают на предельной нагрузке в 2 смены. Ни в одной из этих школ не проводился капитальный ремонт. Даже при наличии денег, как его провести, где будут учиться дети? Более 20 лет стоит недостроенной и продолжает разрушаться «новая» школа. Чтобы достроить её нужно более 200 млн. рублей. У городской власти никогда не было таких денег, нет их и сейчас. А ведь это обязательства государственной власти по организации среднего образования по месту жительства населения. Многократные, в течение многих лет, обращения местной исполнительной власти во все инстанции, вплоть до Совета Федерации, обращения к депутатам Государственной Думы, обращение районных депутатов прошлого созыва к областной власти, обращение молодёжного парламента города, к сожалению, не были поддержаны Управлением образования Петушинского района ранее. Более того, и сейчас Управление образования района считает строительство школы в Покрове нецелесообразным, и убедило в этом нынешнее руководство района. Такая позиция несколько лет назад поставила крест на попытках губернатора области помочь решить этот вопрос. Сегодня, когда все полномочия в области образования находятся в районе и при такой «конструктивной» позиции районного Управления образования рассчитывать покровчанам на решение этого вопроса не стоит. Управление народного образования решает вопросы реформы образования, так что ему не до этого. Справедливости ради стоит отметить, что эту реформу им приходится проводить по приказу сверху. Вот такая оптимизация: малые школы закрываем, новые не строим, даже там, где это необходимо.
Ещё хуже дело обстоит с организацией здравоохранения в нашем городе, особенно после того, как полномочия по этой важнейшей услуге населению со стороны государства были переданы на областной уровень. В городской больнице началась чехарда с руководителями. За год — второй главный врач. Инициативы последнего нового руководства городской больницы, трудно поверить, что они ему пришли в голову самостоятельно, подвели городское здравоохранение к опасной черте, чреватой социальным конфликтом. Многие врачи и специалисты на грани подачи заявлений об уходе, потому что работать в таких условиях и за предлагаемую зарплату у них нет желания. Есть все основания считать, что может случиться худшее: городская больница перестанет существовать, причём «снизу». Видимо, это устраивает областной департамент здравоохранения. Всё это итоги реформы здравоохранения спущенной сверху. Сегодня местная власть повлиять на этот деструктивный процесс у себя в городе не в силах.
Можно много говорить о том, как в последние годы сокращались расходы на городское дополнительное образование по инициативе бывшей администрации района. О том, что распоряжение землёй в городе осуществляется районом, о том, что, имея безусловные успехи в экономическом развитии, наш город, «получив» сверху статус «Городское поселение» вопреки требованиям жителей, ничего не приобрёл, а только потерял. Несмотря на серьёзный рост промышленного производства за последние годы, качество жизни горожан коренным образом не улучшилось!
Вот в такой обстановке приходится работать городской власти. Нынешняя власть многое делает, знаю не понаслышке, для того чтобы как-то, в пределах нищенского бюджета разрулить, накопленные годами проблемы. Она взяла на себя смелость начать давно назревшую реформу городского ЖКХ. Активизировалась работа с местным бизнес-сообществом, вопросы благоустройства обсуждаются практически ежедневно, но необходимо трезво понимать, в каких условиях ей приходится работать и что она реально может сделать.
Ну, а если помечтать? Напишем сказочный сюжет: местному самоуправлению отдаётся треть налогов и соответствующие полномочия. Бюджет города в этом случае составлял бы порядка 600 млн. рублей. За 5-6 лет можно было бы достроить очистные сооружения и школу, начать строительство муниципального жилья, решить вопросы доплат учителям и врачам, привести в порядок дороги, решить многие вопросы благоустройства города, серьёзно увеличить финансирование массового спорта, обустроить досуг молодёжи. Местная власть имела бы реальные возможности созидать, улучшать жизнь людей и этим укреплять могущество всей страны. А люди могли бы гордиться успехами своей власти, а, значит и власти государственной. Пошло бы это на пользу стране, области, району, жителям города?
Однако, в народе есть присказка: «мечты, мечты — где ваша сладость? Ушли мечты — осталась…» Концовку присказки вы и сами знаете.
Эдуард Якимов