Освящение мёда

Это — первый из трёх августовских праздников, посвящённый Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня». В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не «происхождение», а «предысхождение», то есть вынос.

Как в народной жизни, так и в жизни государства этот праздник связан с целым рядом традиций.

 С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. В сельской местности устраивались так называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Много за работу не спрашивали, трудились «за угощение», а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:

Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!

Считалось, что с этого дня пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мёд, освятив его предварительно в церкви. А вечером пасеку обступала толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха, ведь мёд в те далёкие годы был единственной сладостью. Дети приходили получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: «Первый Спас — лакомка».

14 августа повсеместно совершались Крестные ходы к воде. Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времён были важной стороной государственной жизни. Ими ознаменовывался каждый большой праздник. Не был исключением и день первого Спаса.

Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась «иордань». Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед Крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажжённые свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес «иордани» и оттуда — в воду.

Духовенство кропило святой «иорданскою» водой войска и знамёна. Простой люд устремлялся к «иордани», где особо приставленные люди разливали желающим освящённую воду в заранее припасённую посуду.
А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния — чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся строгий Успенский пост позволяет угощаться только мёдом и квасом.

Давно изменился прежний уклад жизни, но традиция освящать в храме мёд нового сбора по-прежнему соблюдается. На молебен в часовню святых Царственных страстотерпцев пришли жители деревни Перепечино, местные дачники, взрослые и дети. Богослужение совершил Василий Тихонов, старейший священник Петушинского благочиния. После этого батюшка освятил принесённый прихожанами цветочный, липовый, гречишный мёд нового сбора и окропил всёх святой водой.

В этот же день отец Василий освятил икону Пресвятой Богородицы «Державная», которая предназначена для укрепления на фасаде часовни. Известно, что эта икона явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Образ написан в мастерской «Зерцало» г. Владимир.

Галина Фомичёва