Фигурки из сказки "Репка"

Фигурки из сказки «Репка»

Понимание Родины в дошкольном возрасте тесно связано с представлениями ребёнка о том, что близко и дорого его сердечку, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Это первые ростки того, что мы называем патриотизмом. Задачей педагогической деятельности детских садов является развитие этого чувства с помощью новых подходов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Одним из таких новых подходов стала музейная педагогика — молодая отрасль педагогической науки. Она и предложила простой, интересный и эффективный метод привлечения детского внимания к окружающему миру, к истории и российской культуре. Это создание мини-музеев.

«Краеведческой работой мы занимаемся давно, — рассказала старший воспитатель детского сада № 3 «Светлячок» Ольга Ярославовна Погул. — У нас создан музей «Русская изба», где воспитатели проводят с детьми занятия на самые разные темы. Это знакомство с дымковской игрушкой, с русской матрёшкой, с прялкой, а также с владимирской вышивкой, с историей праздника Покрова Пресвятой Богородицы, с народными приметами. А теперь развиваем такую благодатную тему, как мини-музеи».

"Куклы наших бабушек"

«Куклы наших бабушек»

Идея возникла не случайно. Несмотря на то, что практически в каждом городе есть краеведческие музеи, родители считают, что водить туда маленьких детей рановато, они мало, что там поймут. Тем более, малыши любят пошалить, будут стремиться потрогать экспонаты, а делать этого в музеях нельзя.

Сыграло роль и второе обстоятельство — нехватка помещений в детских садах для тематической экспозиции. А для мини-музея достаточно небольшого уголка прямо в группе. Поэтому в его создании охотно примут участие и дети, и их родители.

«В нашем детским саду работает семь групп. В четырёх из них организованы мини-музеи, — продолжает рассказ Ольга Ярославовна Погул. — Все они приняли участие в недавнем районном конкурсе мини-музеев. Лидия Владимировна Афанасьева, старший методист районного управления образования осмотрела их вместе с членами комиссии и дала хорошую оценку».

Дети и родители подготовительной группы детского сада вместе с воспитателями М. В. Митрофановой и Н. А. Стастенко организовали мини-музей воды, а в старшей группе стараниями детей, родителей и воспитателей Г. Н. Репиной и Н. В. Исаевой появился мини-музей воздуха.

Во второй младшей группе № 10 выбрали более близкую детям этого возраста тему и назвали мини-музей «В гостях у сказки».

На стеллаже выстроились знакомые детям с самого раннего возраста фигурки из сказки «Репка»: дед, бабка, внучка и другие персонажи. Рядом за столом сидят медвежата и девочка из сказки про Машеньку и медведей. А вот мама- коза, её семеро козлят и хищный волк, который обманом проник к ним в дом. У своей лубяной избушки стоит заяц, а чуть поодаль хитрая лиса, которая попросилась к нему пожить, когда её ледяная избушка растаяла, да и присвоила себе чужую жилплощадь. Чуть выше в листьях ветвей Баба Яга в ступе — без неё в сказках не обойтись.

«Персонажи этих сказок детям хорошо знакомы, поэтому они с интересом играют настольным сказочным театром и рукавичкой, которая нам досталась в наследство», — сообщили воспитатели Валентина Максимовна Сас и Ольга Анатольевна Рожкова. — Есть у нас и волшебный сундучок, где можно найти и туфли-скороходы, и волшебную палочку и много других сказочных вещей».

Воспитатели рассказали, что создавать мини-музей помогали родители Ирина Галкина, Людмила Ефремова, Мария Безрукова, Ирина Бабушкина.

В средней группе № 1 воспитателя Альбины Ивановны Абрамовой другая тема мини-музея. Он называется «Куклы наших бабушек». История игрушек вообще, а также история кукол в частности — интересная обширная тема. Тряпичные куклы в древности служили обрядовым символом. У них было много разных названий, но в большинстве своём они играли роль оберега, укладывались в люльку вместе с ребёнком и всегда были рядом, пока он рос. Прежде, чем создавать такой музей, было необходимо собрать необходимый материал и познакомиться с историей народной игрушки. Эта работа была выполнена, и удивительный мини-музей появился. Теперь на примере народной игрушки у детей воспитывается интерес к народным промыслам, развивается художественный вкус и воображение, просыпается интерес к истории страны.

В создании этого музея помогали младший воспитатель Любовь Алексеевна Антонова, бабушка Людмила Васильевна Ефремова, мамы Марина Михайловна Бурцева и Светлана Анатольевна Лапченко.

В каждой группе для мини-музеев составлен план работы, в том числе и экскурсионной — для детей из других групп. Есть надежда, что благое дело получит дальнейшее развитие, и число мини-музеев в детском саду увеличится.

Галина Фомичёва