Сергей Николаевич ТрухановСергей Николаевич Труханов – профессиональный художник. Его путь в профессию начался с обычного кружка в Костерёвском Доме культуры. Было это давно, как говорится, в другой жизни, в государстве с иным названием, когда наш герой учился в 5-6 классе средней школы, а Костерёво являлся рабочим посёлком. Статус города он получил позднее – в 1981 году. В посёлке работал крупный комбинат технических пластмассовых изделий им. Коминтерна. Благодаря успешному развитию предприятия расширялась и социальная инфраструктура – появились первые в Петушинском районе спортивный зал и плавательный бассейн. В годы расцвета на предприятии трудилось более четырёх тысяч человек, в их числе был и отец Сергея Николаевича инженер Труханов.

«В Доме культуры комбината работало много различных кружков, — вспоминает Сергей Николаевич. – Поначалу я занимался в театральном, а когда познакомился с художником, который выполнял декорации к нашим спектаклям, перешёл в художественную студию. Было мне тогда лет 14-15, и в этом возрасте желание рисовать становилось всё более осознанным. Я решил, что стану художником».

После окончания школы Сергей Труханов успешно сдал экзамены и поступил учиться на художественно-графический факультет Владимирского педагогического института. С третьего курса стал участвовать в выставках, которые проводило областное отделение Союза художников СССР.

Окончив пединститут и получив высшее образование, Сергей Николаевич вполне мог работать учителем рисования в школе, или вести художественный кружок. Но для профессиональной подготовки художника полученного в институте багажа было недостаточно. Он решил поступать в Московский Государственный художественный институт им. В. Сурикова. По правилам приёма на факультет живописи нужно было вместе с документами предъявить несколько работ. По рисунку – это голова, обнажённая модель, зарисовки, наброски с натуры. По живописи – голова, портрет с руками, обнажённая модель, пейзаж, натюрморт с натуры.
Для того, чтобы написать работы, требовалось время и условия. В советский период образ жизни свободного художника был практически равносилен статусу тунеядца, а за это следовало наказание. Сергей Труханов предложил в музыкальной школе открыть художественный класс, который будет работать на самоокупаемости. Его предложение поддержали, и вскоре набрали две группы ребят, желающих учиться рисованию. Идея оказалась жизнеспособной, и сегодня класс вырос в художественное отделение со своими мастерскими, где работает пять педагогов.

«Три дня в неделю я преподавал детям рисование, а остальные четыре дня посвящал подготовке к поступлению, — вспоминает Сергей Николаевич. — Ездил в Москву. В Доме культуры Московского авиационного института работала художественная студия, туда приходили натурщики, и все желающие могли заниматься профессиональной подготовкой».

Так прошло три года, и в 1990 году он поступил в академию Ильи Сергеевича Глазунова, которая открылась в тот период времени. Имя народного художника, основателя Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве И. С. Глазунова известно всему миру. Воспитанники его школы продолжают традиции русского реализма. Программа основанной им академии базируется на традициях Императорской Академии художеств и соединяет дореволюционную школу с методикой школы современной.

«По этой причине первый год занятий проходил у нас в Академии художеств г. Санкт-Петербург, где мы изучали творчество старых мастеров и копировали их работы», — продолжает свой рассказ Сергей Николаевич.

В это время он становится семейным человеком и женится на девушке, которую знал с детства, а на втором курсе становится отцом. В 1992 году жена Марина Валентиновна подарила ему дочь Дашеньку. Сегодня она уже студентка, учится в Московском государственном институте им. А. С. Пушкина.

Все помнят эти трудные девяностые годы с талонами на продукты и очередями в полупустых магазинах. Населению тогда приходилось непросто. Для того, чтобы поддержать семью, Сергей Николаевич принимал участие в художественных выставках, писал натюрморты, пейзажи, расписывал храмы и даже частные дома. То есть, работал, как профессионал. Шестой год учёбы в академии был посвящён созданию дипломной картины. Он написал «Крещенское купание в г. Костерёво». Здесь даже в советские годы жители после службы в Крестовоздвиженском храме отправлялись на речку Липенка. Одни мужественно окунались в ледяную купель, другие сопереживали и восхищались смельчаками. Зимнее купание создавало особое настроение сопричастности к крещенскому празднику.

В 1996 году Сергей Николаевич окончил академию по классу исторической живописи и получил то образование, которое держит художника на профессиональном уровне и является тем замечательным багажом, благодаря которому можно больше и продуктивнее экспериментировать.

Он продолжал писать, выставляться, брать заказы на роспись церковных зданий. Но пришло время, когда у него возникла потребность передать накопленные знания и опыт тем, кто в этом нуждается. По этой причине Сергей Николаевич стал преподавателем художественного отделения ДШИ г. Покров и Академии изящных искусств и акварели им. С. Андрияки в Москве.

О студентах речи нет, эти молодые люди уже выбрали свой путь и продолжают по нему идти. А вот дети, которые учатся в художественном классе – совсем другое. Они только начали постигать азы и ещё не думают о будущей профессии. Но Сергей Николаевич уверен, что качества педагога напрямую влияют на выбор детей. К тому же система начального художественного образования даёт объём знаний, который в будущем может пригодиться и дизайнеру, и архитектору.

«Здесь у нас всё серьёзно, — продолжает Сергей Николаевич,- это требования к посещаемости, дневники, оценки, которые выставляются детям. Они проходят такие дисциплины, как рисунок, живопись, композиция, история искусств, декоративно-прикладное искусство».

Он подчёркивает, что все преподаватели художественного отделения – художники, и это очень важно. Для того, чтобы чему-то научить, педагог должен сам хорошо это уметь, знать все сложности и заранее предупредить учеников, где они могут споткнуться. Это поможет им более успешно решать профессиональные задачи и более эффективно использовать свой творческий механизм сейчас и в будущем.

Учёба – упорный труд. Навык и умение вырабатываются постепенно. Если ребёнок постоянно ходит на занятия, это обязательно скажется положительно, спустя какое-то время. Но он сам должен это понимать. Иногда для этого нужно всего несколько фраз, сказанных учителем, и в детском сознании всё встаёт на свои места. Поэтому разговаривать с детьми необходимо, направляя их любознательность в нужное русло.

Сергей Николаевич вспомнил, как летом ходил с детьми на пленэр в соседний с городом лес. Современные ребятишки в отличие от детей предшествующих поколений значительно отдалились от природы. В летнее время они уже не ходят босиком, не бегают на рыбалку или в лес, не стараются как можно больше времени проводить на улице, играя в свои игры, и с сожалением возвращаясь домой. Большинство современных детей – домоседы. К примеру, букашку, севшую на планшет юного художника, он воспринимает, как что-то ужасное.

«Тогда я постарался объяснить ребятам, что в лесу, на природе не нам следует чего-то бояться, а наоборот. Это мы своим приходом вторглись в другую среду и можем необдуманно принести вред её обитателям, — продолжал Сергей Николаевич разговор. – Любить и понимать природу можно лишь тогда, когда почувствуешь себя её частью». Для этого нужно больше наблюдать за тем, что происходит вокруг. Каждый сезон по-своему интересен, каждый день не похож на предыдущий. Видеть не только яркие краски, но и тона, полутона в том, что нас окружает, очень важно для художника. Природа давала богатую пищу для творчества поэтам, композиторам и, конечно, художникам. «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык», — писал о природе Ф. И. Тютчев». Многие русские художники черпали в природе вдохновение и благодаря этому написали свои шедевры. Это В. Перов, А. Саврасов, В. Поленов, И. Репин, И. Левитан, И. Айвазовский, В. Васнецов. Этот ряд можно дополнить ещё многими фамилиями русских живописцев с мировым именем.

С детьми действительно нужно разговаривать обо всём. Возьмём Интернет, который сегодня стал доступен для всех, начиная с юного возраста. Сергей Николаевич старается объяснить детям, что пользоваться им нужно не только как средством развлечения. Почему бы самому не сделать фото и выложить его в Интернет, получить отклики и понять, что к твоему творчеству люди не равнодушны. Беседуя с воспитанниками, он подчёркивает, что каждый должен быть генератором своих эмоций.

Возвращаясь к информации о преподавании в академии, я спросила Сергея Николаевича, не трудно ли ему, живя в Костерёво, постоянно ездить то в Покров, то в Москву. Он ответил, что ещё со студенческой поры привык к такому образу жизни и не видит в нём для себя неудобства. Постоянное движение даёт работу мысли, заставляет быть более организованным и рациональнее использовать своё время. С местными собратьями по ремеслу Сергей Николаевич хорошо знаком, интересуется творчеством местных художников, с которыми участвует в различных выставках. Им всегда есть о чём поговорить и что обсудить. Причин, быть недовольным своей жизнью, у него нет. Счастливо сложилась семейная жизнь, и жена Марина Валентиновна всегда была опорой и поддержкой. В профессии он тоже состоялся, что для сегодняшних дней не очень характерно. Сейчас стало привычным получать высшее образование не для того, чтобы обрести профессию и заниматься тем делом, которое для себя выбрал. Главное диплом, а работать многие устраиваются там, где получится, и по профессии, которая подвернётся в зависимости от зарплаты. И раньше такое было, но не столь массово. Так что понятие «любимая профессия» сегодня устарело.

Возвращаясь к работе школы, Сергей Николаевич подчеркнул, что занятия детей в различных кружках, учёба в художественном или в музыкальном классе школ искусств очень полезны для формирования детского характера. Это заставляет быть более организованными, учит ответственности, прививает вкус и даёт более широкие знания, а они никогда не бывают лишними. Потому и важна работа педагогов, которые благотворно влияют на формирование детского характера и выбор будущей профессии.

Галина Фомичёва