В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.
Марина Цветаева

Кинокомедию «Операция Ы и другие приключения Шурика» знают, если не все, то большинство. Одна из новелл называется «Наваждение», где Шурик сдаёт экзамены в институте и знакомится с сокурсницей Лидой, ей он и читает стихотворение Ярослава Смелякова «Хорошая девочка Лида». Это стихотворение вспомнилось мне после разговора о жизненном пути одной такой хорошей девочки.  Надо сказать, что такие девочки целеустремлённо выстраивают жизнь, прокладывая по ней свою стезю, вопреки невзгодам и трудностям. Так было и у Лены Кирилловой. Она родилась в рабочем  посёлке Красный Маяк, Ковровского района 24 августа 1955 года. Почти всё население посёлка работало на стекольном заводе,  где выпускали молочные бутылки, майонезные баночки и другую стеклянную посуду. Вокруг посёлка располагались песчаные карьеры, где для производства добывался особый, высококачественный, песок.  После окончания Великой Отечественной войны прошло уже 10 лет, и жизнь населения, благодаря работе на заводе, заметно наладилась.

При заводе был конный двор, где содержались лошади. Рабочим разрешалось брать лошадей, с помощью которых по весне каждый на своей  пашне под плуг сажал картошку. Жители посёлка полностью обеспечивали себя не только картофелем, но и молоком благодаря тому, что большинство семей держало коров или коз.

«Это время осталось в моей памяти как размеренная счастливая жизнь», – признаётся Елена Анатольевна. Её мама Анна Фёдоровна вышла замуж сравнительно поздно, в 30 лет. Она росла в многодетной семье, где рано умерли родители. Поэтому ей пришлось растить младших братьев и сестру – Колю, Петю, Ваню, Надю. Учить их в школе и ремесленном училище, потом ребят провожать в армию, женить. В молодые годы Анна Фёдоровна работала в колхозе на тракторе, потом пришла на завод в горячий цех. На стекольном заводе работал отец Анатолий Семёнович.

«Несмотря на то, что в семье я была единственным ребёнком, мама заставляла меня каждый день убирать в доме. Надо было половички потрясти, пол подмести, кур накормить», – вспоминает Елена Анатольевна. – Тогда все жили просто. У нас, школьниц, не было проблемы, что надеть, какую причёску сделать. Мы носили форму, заплетали косички. Хорошо учиться было престижно».

Сколько она себя помнит, всё время играла в школу и была учительницей, так что о своей будущей профессии знала всегда. В школе училась хорошо, особенно любила русский язык и литературу, строгую учительницу по русскому языку Зою Васильевну Тимофееву, и в своём пионерском детстве была активисткой.

В 1970 году Лена Кириллова окончила   8  классов и решила поступать в Покровское педагогическое училище. Особенно трудно была уезжать из дома, где прошло такое счастливое детство, наполненное любовью родителей. В июле вместе с одноклассницей автобусом доехали до г. Ковров, а оттуда другим рейсом добрались до Покрова, который поразил обилием фруктовых деревьев и своим зелёным убором. Тихий патриархальный городок Елене понравился, но все мысли и стремления души были связаны с родным посёлком.

Абитуриентов поселили в педучилище на первом этаже здания, в котором сегодня находится администрация города. На втором этаже проходили консультации и сдавали экзамены. Поступающих было много. Конкурс на специальность «Учитель начальных классов» был 4 или 5 человек на место.

«Помню, как уже на первой консультации по русскому языку, которую вела Л. А. Волчкевич, я почувствовала высокий уровень педагогов училища, — вспоминает Елена Анатольевна. – Несмотря на то, что в школе я училась хорошо, экзамены по русскому языку и математике сдала на 4, но всё же была принята».

Новоиспечённые студенты до конца летних каникул вернулись домой. А к первому сентября вновь приехали в Покров. Елена Анатольевна рассказывает: «Хорошо помню первый урок в нашей группе 1 «В», это была математика, которую преподавала Раиса Матвеевна Боброва. Проходя по рядам, она указала на меня со словами: «Вот эта девочка подпишет нам тетради для контрольных работ по математике. У неё хороший почерк».

Все четыре года классным руководителем у  группы «В» была Валентина Григорьевна Бергункер, которая проявляла о своих студентах материнскую заботу, старалась познакомиться с родителями своих подопечных, больше узнать о будущих учителях.

К сожалению, у педучилища в те годы не было своего общежития, так что студентам приходилось снимать комнаты у местных жителей чаще всего в частных домах. Вот и моя собеседница вспоминает тётю Наташу Названову, у которой жила первый год, потом тётю Пашу, дом которой стоял у рынка. Жизнь в чужом доме была для девочек хорошей проверкой на самостоятельность. Правда, в те годы большинство родителей приучали детей к труду и выполнению работы по дому. Редко, кто был избалован и не имел элементарных навыков, так что в этом не было трудности. Но домой хотелось нестерпимо. Елена Анатольевна вспоминает:

«Помню, как в конце первой учебной недели Раиса Матвеевна спросила нас: «Ну, что, домой помчитесь? – И, получив утвердительный ответ, сказала – Не пройдёт и года, как Покров станет для вас самым любимым городом». Я тогда подумала: «Ни за что!», — смеётся она.

На выходные дни и на каникулы на попутных машинах Лена Кириллова,  как большинство студентов,  ехала домой. Но на обратном пути родители не разрешали садиться на случайный транспорт. Иногда удавалось подъехать на грузовой машине, которая везла стеклотару в Москву через Покров. Если оказии не было, садилась на автобус до Коврова, а оттуда ночным рейсом добиралась до Покрова.

С первых дней учёба в педучилище вовлекла недавних школьников в свой круговорот. Каждый урок и каждый преподаватель были открытием нового и интересного. Русский язык и литературу на первом курсе вела тихая, спокойная, рассудительная  Людмила Николаевна Денисова. Она преподавала также методику чистописания. «Помню, как однажды я не подготовила к уроку методику написания большой  буквы Н, и она поставила мне двойку, вспоминает Елена Анатольевна. – Это был и шок, и урок на будущее».

Немецкий язык на первом курсе преподавала Людмила Тихоновна Мальгинова, с которой позже довелось работать в школе. Интересными были уроки истории у Ефросиньи Анисимовны Румянцевой и Владимира Александровича Мальгинова, который проводил также различные дискуссии и политические бои, а также у Виктора Ивановича Галкина, преподавателя физики.

Кабинет биологии Эммы Николаевны Красновой был заставлен цветочными горшками с самыми разными растениями. Студенты всё знали о них и о каждом могли рассказать. Они вели специальные тетради, в которые записывали свои наблюдения за явлениями природы и народные приметы.

При поступлении у каждого абитуриента проверяли слух, и это было не случайно. В училище студентам пришлось осваивать музыкальные инструменты. С особым теплом Елена Анатольевна вспоминает Любовь Владимировну Касьянову (Толстикову), которая преподавала музыку и  методику музыки. Она создавала из студентов хоровые коллективы и ансамбли, ставила исполнителям правильную артикуляцию. Для каждого курса было важно выступить на концерте достойно. Девочки с удовольствием пели на два-три голоса, с увлечением дирижировали, получая навыки в этом непростом деле. Эти песни до сих пор дороги сердцу бывших студентов. Недавно, например, агитбригада Покровской средней школы № 2 исполняла их на спортивном празднике работников образования в г. Петушки.

Получилось так, что в педучилище будущие учителя не только проходили основные предметы, но и оканчивали музыкальную школу, сдавая экзамен.

«Иногда я договаривалась со сторожем и по вечерам приходила в училище играть на пианино. Было нелегко. Потому что многие из нас до этого не учились в музыкальных школах и осваивали инструменты только теперь», — продолжает Елена Анатольевна свой рассказ.

Борис Алексеевич Костин вёл уроки трудового воспитания, знакомил с техническими средствами обучения,  учил обращению с киноустановкой «Украина», прививая будущим учителям навыки киномехаников. Директором педучилища в то время сначала был Владимир Владимирович Третьяков, а потом Вадим Васильевич Баранов.

 

После второго курса студенты педучилища проходили практику в летних пионерских лагерях. К этой практике они были хорошо подготовлены, каждый принёс с собой по три тетради с песнями, с подвижными играми на площадке и в лесу, с конкурсами, так что не было проблемы организовать любое мероприятие и занять детей. Студенты институтов, напротив, боялись даже подойти к детям, потому что у них не было такой подготовки.

После второго курса началась практика в школе. Будущие учителя давали первые уроки. И в этом они подражали своим педагогам, их манере давать новый материал и общаться с детьми.

Все четыре года фотография моей собеседницы висела в педучилище на доске Почёта. «Здесь я впервые голосовала,  принимала участие в выборах, — вспоминает Елена Анатольевна. – Нас торжественно встречали на избирательном участке, чествовали». В училище в то время работали и комсомольская, и профсоюзная организации, в орбиту которых были вовлечены и студенты. Этот опыт пригодился всем в дальнейшем.

Четыре года учёбы прошли быстро, и вот уже они стали  выпускниками, а затем дипломированными специалистами, с багажом знаний и навыков.

Елене Кирилловой, одной из лучших выпускниц, предоставлялось право выбрать место будущей работы. Но вместе с группой других молодых учителей она решила ехать на Северный Кавказ. В результате первый год работы прошёл в Чечено-Ингушетии. Жители посёлка хорошо относились к молодым учителям, которые приехали сюда из разных мест. В школе их встретили приветливо и поселили в учительском доме.

После первого года работы Елена Анатольевна прибыла  домой на каникулы. Навестить её в посёлок приехал молодой человек Анатолий Титов, с которым она познакомилась, учась на четвёртом курсе. Пока он служил в армии, она уехала на Кавказ, но всё это время молодые люди переписывались, а затем встретились. В результате дело закончилось свадьбой. Родители сняли молодожёнам квартиру в г. Покров, Анатолий Александрович стал работать в научно-исследовательском  институте, а вот  Елена Анатольевна осталась не у дел. Тогда устроиться в школу учителем было непросто. В результате поисков нашлось место пионервожатой в средней школе № 2, и началась её бурная деятельность – пионерские сборы, советы дружины, трудовые акции. Школа работала в две смены. Здесь в трёхэтажном здании училось 700 человек детей, большинство пионерского возраста, и поле деятельности было большим.

«Помните, тогда в моде был кримплен, материал, который вообще не дышал, — говорит Елена Анатольевна. – Я приходила домой в буквальном смысле мокрая, снимала платье и сразу отправляла его в стирку. И так каждый день. Муж не переставал этому удивляться. И только значительно позднее, когда сам окончил университет  и стал преподавать информатику и ИКТ, понял, что такое школа».

В этот период времени она сама училась в институте в г. Владимир и, получив диплом в 1979 году, стала преподавать в той же школе № 2. Учителем математики стала по благословению Раисы Матвеевна Бобровой, которая в своё время сказала, что ей не стоит быть филологом, у неё математический склад ума.

В школе молодая учительница столкнулась с настоящими корифеями педагогики. Это в первую очередь была завуч В. Я Чиликина, человек сильной воли и недюжинных организаторских способностей, благодаря которым школа была единым организмом, где умели найти подход к каждому ученику. Мефодий Антонович Борисевич, директор школы, умело руководил коллективом учителей. Со словами признательности называет Елена Анатольевна имена педагогов, у которых училась и с которыми многое связано во время работы в школе. Это В. А. Курабцева. Т. М. Курандина, Л. Т. Мальгинова, Г. П. Макарова, Н. М. Гусева, В. С. Маркова, Т. И. Зубкова, Н. А. Рязанова, Ю. И. Кудашева, Н. С. Огурцова и многие другие. С особым теплом вспоминает она Марию Ивановну Матвееву, которая работала в школе до недавнего времени, здесь ей исполнилось 75 лет.

В 80-е годы в стране происходили различные перемены в виде перестройки. Тогда в коллективах стали практиковать выборы руководителя из собственной среды. Вот и Елена Анатольевна была голосованием избрана на пост директора школа в 1983 году. Главной задачей, которую она перед собой поставила, было подключение школы к центральному отоплению. Кочегары в школьной котельной часто выходили на работу нетрезвыми или вообще не выходили, и в зимнее время над зданием висела постоянная угроза. Для решения поставленной задачи не один раз пришлось съездить в областной центр. «Владимирпроект» специально для школы изготовил индивидуальный проект. После этого в горсовете собрали всех руководителей ПМК и поставили перед ними задачу изыскать необходимое количество труб для подключения школы. В результате в 1984 году проект был реализован. А в 1985 году Елена Анатольевна вместе с мужем и двумя сыновьями уехала на работу в г. Северо-Курильск, Сахалинской области. Она получила вызов на должность начальника управления образования. То, что Дальний Восток – это другой край нашей огромной страны, это понятно. Но Курильские острова – ещё более далёкое место, где была совершенно другая, островная, жизнь, не говоря уже о климате, который формируется под влиянием Тихого океана, волны которого плещутся рядом. Северо-Курильск является  центром муниципального образования на острове Парамушир. Лето здесь прохладное, часты туманы, высокая влажность воздуха, часто дует сильный ветер и бывают пеплопады, так как в 7 км от города находится вулкан Эбеко. За сложные погодные условия район приравнен к северным территориям. Несмотря на то, что территориально это Сахалинская область, всё же транспортная схема проходит через Петропавловск-Камчатский. Конечно, человеку, который никогда не бывал в тех краях, эти названия ничего не говорят, но у Елены Анатольевны они отзываются в сердце особым теплом, поскольку она полюбила край, с которым связана значительная часть её жизни.

В системе образовании здесь работали очень сильные кадры, потому что случайных людей не было. «Как руководитель управления образования я стремилась защищать и развивать подведомственные муниципальные учреждения и отдавала этому немало сил, — вспоминает Елена Анатольевна. – Несмотря на перекосы после распада  СССР, систему образования в стране и каждом отдельном регионе удалось сохранить и открыть образовательное учреждение нового типа. За свой труд на этом поприще она получила Знак «Отличник народного просвещения», а затем медаль к ордену «За заслуги перед Отечеством III степени».

В Северо-Курильске семья Титовых прожила 23 года, а затем, по приглашению администрации города, вернулась в Покров в связи с тем, что её родная средняя школа № 2 осталась без директора, и в ноябре 2008 года она приступила к работе. Первое,  с чего начала, как ни странно, был забор. Благодаря помощи городской  и  районной  администраций, удалось огородить школьную территорию, а затем полностью перекрыть протекавшую крышу. Параллельно она создавала условия для повышения профессионального уровня педагогов. Ей пришлось много  работать  над  повышением  учебной  мотивации  школьников,  теснее  сотрудничать  с  родителями. Елена Анатольевна имеет большой опыт преподавания математики. В настоящее время её 11-классники готовятся к ЕГЭ. Постепенно в кабинетах старого здания заменили рассохшиеся оконные блоки пластиковыми стеклопакетами.  Помогали в этом родители и спонсоры. К 55-летнему юбилею школы открыли школьный музей. Ежемесячно стали выпускать свою страницу «Школьный меридиан» в городской газете, перешли на занятия в одну смену и   общими   усилиями   подняли   престиж   школы.

Л. Ю. Романова,   Л. Н. Назарова, С. И. Каменских, Н. В. Рыбакова,

Т. Н. Карпова,   Н. А. Липнягова,  М. С. Асцатурян, Л. М. Ковалёва, Л. И. Попова и многие другие  – прекрасные педагоги,  единомышленники   и   верные   помощники   директора.

Безусловно, за 40 с лишним лет её работы в школе многое изменилось. При этом требования к педагогам не стали меньше, напротив. Вот только дети стали вольнее, и не всегда понимают, что такое дисциплина. «Никакого сравнения с тем, какими были мы, — считает Елена Анатольевна. – Мы и к труду были приучены, и старших уважали, и цель в жизни имели. А сейчас многие школьники не знают, кем хотят быть».  Но время не выбирают, и забота учителя дать необходимые знания по учебной программе и, насколько возможно, подготовить их к учёбе в среднем или высшем учебном заведении.

На вопрос, довольна ли она тем, как сложилась её жизнь,  Елена Анатольевна ответила утвердительно. Единственное, о чём она сожалеет, что недостаточно внимания уделяла своей семье. Но это удел всех педагогов, потому что профессия требует большой отдачи. Это не просто работа – это подвижничество.

Галина Фомичёва