«Народный мастер России» Павел Ивашкин

Даже во время беседы он не выпускает из рук инструменты. Слово за слово, один завиток стружки за другим, и деревянная заготовка «оживает», приобретая мягкие скульптурные очертания. Богородская игрушка — любимое, но далеко не единственное направление творчества покровчанина, мастера резьбы по дереву, Павла Ивашкина.

На создание одной игрушки иногда уходит день, а бывает, что свою работу умелец доводит до совершенства годами. В искусстве резьбы по дереву мелочей не бывает, как не встречается и случайных элементов: каждый штрих, узор, орнамент тщательно выверен временем и бережно сохранён мастерами. В промысле невозможно трудиться в отрыве от истории, фольклора, и Павел делится и со своими учениками-мальчишками, у которых ведёт кружок  в Нагорном сельском Доме культуры, и с нами историей возникновения промысла.

По преданию, он зародился в селе Богородское, неподалёку от Сергиева Посада. Женщина, стремясь унять непоседливую дочку, из чурки, приготовленной для растопки печи, вырезала ей куколку Ауку. С тех пор о расходном материале для первой куклы напоминает треугольное, характерное для печной чурки сечение каждой скульптурки. Или в поперечном срезе она должна напоминать полукруглый ломоть хлеба. По преданию, девочка быстро наигралась  да и закинула куколку за печку. А остановившийся на ночлег купец – увидел и взял для украшения прилавка и забавы. С прилавка игрушка быстро ушла, и купец  вновь вернулся в село с заказом. Так и наладилось дело, встало «на широкую ногу».

Также происхождение промысла связывают с именем слепого деда Тотыги, а иногда считают, что первую игрушку изготовил сам Сергий Радонежский. Как бы то ни было, а есть в богородской игрушке сакральный смысл, божий промысел. Говорят, в знаменитой игрушке-дергаче, где медведь и мужик бьют молотами по наковальне, увековечен сам Преподобный Сергий и тот косолапый, что заходил к святому «на огонёк». В монастырях также считают, что пока «стучит» эта игрушка, Русь не победить.

Далеко не каждому мастеру под силу заставить игрушку двигаться. «Дергач» нужно не просто вырезать, но и, соединив верёвочкой элементы, «оживить». У Павла есть не только традиционные «мужик и медведь», «пляшущий медведь», курочки, клюющие зерно, заяц, бьющий в барабан, но и придуманные им самим: стреляющий шариком на привязи пистолетик, заяц, деловито стучащий по клавишам компьютера… Есть даже целые композиции: сказочная Рыба-кит, на которой расположилась деревенька с работающими крестьянами, монахами и даже боярами. Есть не приводимые рукой в движение фигурки, а элементы, прикреплённые на подвижных пружинках: покачивающая головой барыня с младенцами, трепещущие листики осины… И много, много всего.

В мастерской Ивашкина можно каждую деталь долго разглядывать, а Павел ещё и с удовольствием расскажет про замысел вещицы, её назначение в быту, сакральный смысл. Вот братина – большой сосуд для пива, медовухи, который передавали по столу, и каждый должен был отведать напитка. Их изготавливали даже ведёрными для очень больших застолий. Вот – солонка. Она обязательно делалась в виде утицы. Вот — формы для коврижек, повседневных, свадебных, именных, поминальных пряников. Был даже специальный, разгонный пряник, — рассказывает Павел. Его подавали в конце застолья, как знак завершения трапезы, и гости понимали, что пора и честь знать… В старинном быту не было бессмысленных вещей, всё служило какому-нибудь ремеслу, несло в себе смысл, понятный простому человеку. Сова обозначала мудрость, козёл – богатство, олень – тепло, а также символ союза, женитьбы.

Резьба по дереву – традиционный зимний промысел, когда заботы о хлебе насущном отходили на второй план. Зимой световой день короткий, работали резчики при свете лучины, а поэтому быстро слепли. Эту работу называли ещё «продавать глазки», то есть, изготавливая изделия на продажу, мастер неизбежно терял зрение. Делились в старину резчики и по специализациям: были «зверисты»,  «птичники». А тех, кто достиг вершин мастерства, мог, как Ивашкин, вырезать фигуры людей, называли «по личному делу». «Резать» человека сложнее всего, хотя и создавать животных труд не лёгкий. Например, чтобы при резьбе научиться красиво передавать фактуру шерсти Топтыгина, говорят, нужно нарезать 4 километра  этой описки. Отмечает Павел, что в игрушке всегда передаётся и настроение мастера. Он может наградить весёлым характером своего героя, ну, а может получиться и так, что герой немного взгрустнёт.

В старину игрушку также иногда раскрашивали, и у Ивашкина есть подобные работы. Пробовал он себя и в технике сергиево-посадской скульптурной игрушки. Её отличают меньший резной декор, отсутствие тонкой детализации, нарочито жёсткие формы, вытянутый силуэт. Многое позаимствовал для создания своего собственного, узнаваемого стиля Павел и у неё. Сейчас ему интересно в нарочито скупой, минималистичной манере передать богатство содержания. Есть в его стиле что-то от притчи: просто, скупо и о вечном.

Сейчас у Павла Ивашкина кружок и небольшая выставка изделий, и своих, и учеников, в сельском Доме культуры. Но вот уже несколько лет он вынашивает идею открыть неподалёку мастеровое предместье, где дети и взрослые могли бы отдохнуть с пользой: посетить экспозицию изделий из дерева, попробовать свои силы в мастер-классах резьбы и росписи, приобрести сувениры, отведать блюда народной кухни и т.д. Есть у него и помещение – просторный деревянный дом, интерьер которого он продумал сам, украсив убранство мезенской росписью.

Этот промысел зародился на севере, где солнце в большой цене, поэтому множество элементов этой красно-чёрной росписи – солярные, солнечные знаки. Имеют своё сакральное значение и другие изображения. В основном, они отражают верования наших предков о том, что мир делится на твердь земную и небесную. Поэтому для земной тверди характерны знаки плодородия, цветы и травы, а также животные, ну, а в небе царят светила, парят птицы, дует ветер, запечатлённый в знаке спирали. Мезенская роспись — изначально мужской промысел. Мужское начало просматривается в тематике: это сцены рыбалки, охоты, изображения лошадей, лосей, оленей. Красно-чёрный колорит определялся природными источниками красителей: красной глины и сажи и очень радует глаз. Каждая балка, притолока, стыки брёвен и даже ступени в доме Ивашкина украшены росписью. За окном пруд – и на росписи у рам плывут диковинные рыбы. В зоне столовой преобладают знаки стихий и достатка, на потолочных балках целуются птички, изображена пара оленей.  Под потолком распростёрла крылья, оберегая всех от напастей, птица счастья. Мечтает Павел перенести сюда часть своих резных работ, создать музей. И мы очень надеемся, что замысел удастся.

Не так давно Союзом художников России Павлу Ивашкину было присвоено звание «Народный мастер России». Мы от души поздравляем его с этим памятным событием и желаем, чтобы все его начинания реализовались!

Наталья ГУСЕВА