В начале декабря зимнее моторалли «Медведь-шатун» в Ярославской области собрал 500 с лишним любителей зимнего экстрима. Цвета мотоклубов были самыми разными, и среди них присутствовал покровский «Шатун». Этот сбор на ярославской земле стал завершающей встречей года.
О моторалли более подробно
Все прибывшие разместились на базе отдыха «Дёмино». Утром 6 декабря вышли на старт 60-километровой трассы, проехать которую из-за перепада ночных и дневных температур было непросто из-за скользких подъёмов. Так что приходилось не только ехать, но и периодически толкать мотоцикл.
Это было 10-е по счёту моторалли, организатором которого выступает ярославский мотоклуб «Чёрные медведи». Но там подзабыли об этом, и спохватились незадолго до события, успев заказать юбилейные нашивки.
Всё было, как всегда: на трассе работало стрельбище, был полевой обед. Тот, кто доехал до этого места, смог согреться. Все изрядно промокли. Одни к вечеру вернулись на базу своим ходом, другим выбраться из дорожных ловушек помогли квадроциклы. К 19 часам отмылись, сменили одежду и прибыли на банкет, который по традиции начинался с награждения тех, кто сумел преодолеть трассу. А воскресным утром мы в числе первых стартовали в обратный путь. Впереди было 400 км раскисшей дороги, залепленных грязью фар, плохой видимости, горячего кофе в придорожных кафешках и усталость от напряженной рулёжки на забитой транспортом трассе.
О главных событиях года
Среди событий года трудно выделить самое-самое по той причине, что их было не так много, как хотелось бы. Это зимнее моторалли «Самовар-треффен» в Тульской области, проходившее в начале года. К названию мероприятия можно смело добавить слово «суровое». Все, кто собрался, разместились в чистом поле в палатках. Погода стояла морозная. Катались на мотоциклах по льду озера. Такие периферийные мотособытия хороши тем, что там не бывает случайных людей, которые приезжают из любопытства, чтобы поглазеть «на этих дураков».
Зимой по традиции в Самаре проходит мотофестивать для мотоциклов класса унимото под названием «Сноудогс» — «Снежные собаки». Вместе с товарищем, который ехал в качестве пассажира, мы выполнили зачёт «Медвежья миля», то есть преодолели одну тысячу километров в рамках 24-х часов. А следом в феврале вместе с ним выполнили ещё один зачёт — «Frozen butt». Для этого необходимо проехать зимой на мотоцикле одну тысячу миль или 1700 км. Мы сделали это на маршруте Москва-Гомель. Нужно сказать, что нашивки с надписью «Медвежья миля» есть у многих. А вот зачёт «Frozen butt» выполнило пока не больше десятка мотоциклистов.
Весной в г. Киржач проходи мотофестиваль «Кабанья тропа», это недалеко от Покрова, можно обойтись без ночёвки.
В конце мая в Белоруссии проходит традиционный международный Brestfest, где всегда интересно побывать в первый и второй раз. Благодаря хорошей дороге ехать туда одно удовольствие. Особенно, если повезёт с погодой. В прошлом году, например, в конце мая, шли дожди.
В числе самых интересных событий минувшего лета был первый мотофестиваль в г. Грозный. Он посвящался 100-летию дикой дивизии. Ехали туда два дня через Ростов-на-Дону и Пятигорск. В Грозном хорошо принимали. Была организована экскурсия в горы по следам первой чеченской войны. Можно было сесть в автобус, но было интереснее поехать на мотоцикле и преодолеть перевал в 2 тыс. метров над уровнем моря, увидеть красоту гор и остановиться в любом месте для того, чтобы сделать фото.
Традиционно летом проходит мотофестиваль на Рыбинском водохранилище, он хорош тем, что можно побывать в небольших близлежащих городах и посмотреть музеи и достопримечательности, с налётом местного колорита.
Осенью в мотокругах был брошен клич собраться у Монумента Дружбы и выразить свой протест войне на Украине. Встреча у «Трёх сестёр», как ласково называют в народе место, где сошлись границы России, Украины и Белоруссии, была назначена на 11 октября. Участие в ней приняли байкеры трёх стран. 33-й регион представляли мотоциклисты из Владимира, Покрова и Лакинска. Главный девиз встречи звучал так: «Мы против войны!» И теперь на мотоциклах её участников появилась наклейка с аналогичным текстом.
Календарь мотофестивалей и других событий заполнен очень плотно, но побывать везде нереально. Выбираешь для себя наиболее интересные события.
О мотодвижении
За минувшее десятилетие это движение стало более многочисленным. Тот, кто когда-то ездил на мотоцикле «Урал», теперь пересел на Хонду или БМВ. «Уралов» остались единицы. Ездить на них можно, но не всегда доедешь до цели. И с запчастями большие проблемы. Значительно лучше стало со снаряжением. Если полтора десятка лет назад мы ездили в телогрейках, рыбачьих штанах, в качестве дождевиков использовали полиэтиленовые накидки, сейчас всё можно купить. Правда, есть одно «но». Скажем, мотоботы по-прежнему стоят 300 евро, но ещё недавно это было 12 тыс. рублей, а теперь уже 35.
Безусловно, стало лучше с инструментом. Теперь уже не приходится изготавливать ключи из подручных материалов, можно приобрести хорошие наборы инструментов, которые ещё в 70-е годы использовали механики «Формулы-1». Наконец, они появились в продаже лет пять тому назад.
Главная составляющая расходов на поездки это бензин. И он постоянно дорожает. По этой причине сходят с дистанции те люди, которые хотели бы поехать на тот или иной мотофестиваль, но стеснены в средствах. Особенно это касается молодых. Может быть, по этой причине мототусовка не пополняется молодыми людьми, возраст здесь 35-40-50 лет. Но ездить на мотоцикле стало престижно, если не сказать – круто. Молодёжь покупает двухколёсную технику, чтобы погонять по городу, покатать девчонок, совершить короткие поездки. Совершить за день бросок на тысячу с лишним километров не каждый решиться даже летом, а о зиме вообще речи нет. Для этого надо опыт вождения, хорошая подготовка техники и желание сделать это. В мотокругах много значит пример. Например, совершил кто-то путешествие по Монголии, отчитался на форуме, и вслед за ним туда поехали другие. Отправились ребята на Мурманский мотофестиваль, проходивший за Полярным кругом или в Магадан. Их пример воодушевил последователей. Видимо, виноват в этом синдром дороги и неутомимое желание побывать там, где ещё не был.
О покровском мотоклубе «Шатун»
Мотоклуб как общественная организация был зарегистрирован в 2001 году. В первые годы все, кого он объединял, активно ездили на мотофестивали и были дружны. Но со временем стали отсиживаться в гаражах, возникли непонимание и обиды. Это одна причина. А другая заключается в том, что у ребят появились семьи, родились дети, приходится работать дополнительно, так как не хватает средств. Мотоклуб как организация себя исчерпал, и необходимость его закрытия стала очевидной.
Мотосезон круглый год?
Лето на наших широтах слишком короткое, чтобы успеть покататься. Сравнительно давно стали проводиться зимние моофестивали. В январе в г. Самара вновь пройдёт Сноудогс, в феврале — Самовар-треффен в Тульской области. Ещё недавно на 23 февраля мы ездили в Гусь-Хрустальный на мотофестиваль «Волчий гон». Но, к нашему большому сожалению, он теперь не проводится. Правда, активизировался г. Александров. В марте приглашает к себе г. Киржач на «Кабанью тропу». Так что, есть куда поехать, чтобы встретить знакомые лица, поговорить о новостях, посмеяться над шутками, увидеть интересные технические решения. В мотосообществе все равны, и банкир, и крутой бизнесмен, и простой работяга. Здесь другая шкала ценностей, и куда бы ты ни приехал, ребята из мотоклубов всегда встретят и помогут. Закон дружеской поддержки работает безотказно. Недаром в наших кругах есть такое понятие, как мотородня.
Всех, кто относится к этой большой семье, поздравляю с наступающим Новым годом! Желаю здоровья, благополучия, новых возможностей для ближних и дальних стартов. И путь дорога принесёт новые незабываемые впечатления.
Станислав Фомичёв
Рассказ записала Елена Сергеева