Н. А. Тимофеева с выпускниками 2013 года.

Н. А. Тимофеева с выпускниками 2013 года.

Недавно поступила информация о том, что Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 14 января 2014 года № 18 за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную работу медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждена Наталья Александровна Тимофеева, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров» Петушинского района. В связи с этим мы побывали  у неё в школе.

Корр.: Наталья Александровна, примите наши поздравления с высокой государственной наградой!
Тимофеева: Больше спасибо.
Корр.: Этой наградой отмечаются профессиональные заслуги. У многих выбор жизненного пути происходит очень рано, ещё в школьные годы. Как это было у Вас?
Тимофеева: Вырастила меня владимирская земля. Я окончила первую школу в небольшом городе Меленки, затем училась во Владимирском пединституте и продолжаю свою работу в г. Покров.
Когда человек находится на пути к профессии, он отталкивается от чего-то конкретного. Мне в жизни повезло с прекрасной учительницей. Это была Надежда Александровна Бокарёва из Меленковской школы № 1. С ней связана моя мечта стать учителем. Уже в четвёртом классе я твёрдо знала, что буду учителем русского языка и литературы.
С пятого по восьмой класс я училась во второй школе г. Меленки. Там работал прекрасный директор Вячеслав Иванович Кочетков и его сестра, историк Альбина Ивановна Кочеткова. В этой школе я была председателем совета дружины, то есть, возглавляла школьную пионерскую организацию. Эти педагоги научили нас быть не только активными, но и позитивными. В 8-ом классе наша команда в областных соревнованиях заняла первое место по туризму, и всей командой нас отправили во всесоюзный пионерлагерь «Орлёнок». Благодаря своей активности, все ребята нашего отряда в этом лагере стали командирами других отрядов. Этой энергией мы были заражены в своей школе. Впоследствии мне, как учителю, хотелось, чтобы мои дети учились в такой школе, в какой училась я.

Корр.: Наталья Александровна, после окончания школы Вам сопутствовало везение?
Тимофеева: Да, потом мне повезло ещё больше: я попала в самый лучший на свете Владимирский пединститут на филфак. Его в то время возглавляла Раиса Лазаревна Засьма. Это был удивительный, очень демократичный человек, очень любящий свою работу. Своим энтузиазмом Раиса Лазаревна нас тоже заражала.
Куратором группы была Александра Михайловна Пудкова, с которой впоследствии я дружила до последних дней её жизни.
В институте я была старостой курса и членом комитета комсомола института, то есть, продолжала быть активной, по-другому у меня не получалось.
Думаю, что тот организаторский огонёк, который зажгли во мне в школе и в институте, привёл меня впоследствии на руководящую должность, хотя путь к директорству был достаточно долгим. Вначале было учительство, потом работа в должности зам. директора по воспитательной работе, потом зам. директора по учебной работе. И впоследствии я заняла должность директора школы. В этой школе работаю с 1987 года, уже 26 лет. Очень люблю свою работу и свой коллектив, о котором я могу говорить часами.

Корр.: Работа в школе предполагает очень много контактов не только с коллегами, но и с родителями, учениками, руководством, плюс контакты по общественной работе. Это не слишком утомительно?
Тимофеева: У людей, с которыми меня свела судьба, я многому училась и учусь. Они много вложили в меня, всю жизнь были со мной рядом и помогали профессионально расти. От их поддержки зависел успех нашей общей педагогической деятельности.
С большой благодарностью вспоминаю Тамару Дмитриевну Аникину. В то время, когда я пришла в школу учителем, она работала завучем. Посещая мои уроки, Тамара Дмитриевна давала много ценных советов. Сегодня она на пенсии, но я поддерживаю с ней отношения и с чувством огромной благодарности вспоминаю её уроки.
С таким же чувством благодарности вспоминаю Александра Васильевича Котова. Это человек, с которым мне удалось поработать в районном Совете народных депутатов несколько лет. На заседаниях Совета всегда поражалась его выдержке, такту, его умению руководить людьми.
В становлении меня как руководителя большую роль сыграли глава города Вячеслав Михайлович Рогов, его заместитель Валентина Александровна Замятина. Мне приходилось решать с ними много профессиональных вопросов. При этом я нередко проявляла большую горячность, которая хороша, конечно, когда идёшь на баррикады. Они меня всегда сдерживали и помогали приобретать умение решать вопросы более дипломатично.

Корр.: Наталья Александровна, известно, что Вы не теряете связи с выпускниками школы.
Тимофеева: О ребятах из выпускных классов особое слово. Мы всегда были с ними в доверительных отношениях. Они рассказывали, что им не нравится в том, как с ними поступают взрослые, и этим учили меня этого не делать. Такие уроки со стороны подростков подспорье для педагога. Со школьными выпускниками я всегда поддерживаю тёплые отношения. У меня в друзьях есть девочки, которые давно стали мамами, вырастили детей и работают учителями. Мы с ними в тесном контакте, делимся и профессиональными, и житейскими заботами.

Корр.: Работа в школе забирает много времени, а дома учителя или директора ждёт семья, дети, которые требуют заботы и внимания.
Тимофеева: Для того, чтобы человек вырос профессионально, нужно, чтобы ему помогали и в семье. Мне повезло с мужем, он педагог по образованию, всегда понимал меня, и никогда не мешал делать любимое дело. Понимали меня и помогали дети, нередко выручали в чём-то. И без семьи, её поддержки я не смогла бы отдавать работе столько сил и энергии. Честно говоря, работа отнимала у меня большую часть времени, я не жалела тратить его на то дело, которое всегда любила. Педагогика – тяжёлый труд, он требует самоотдачи, но и интересный — вокруг тебя умные люди, творческие, начитанные, и каждый момент общения с ними – это позитив, который тебя обогащает.
Я часто думала, на кого бы я хотела быть похожей. Получается, что мне хотелось бы взять себе спокойствие Надежды Григорьевны Донской, мягкость Натальи Николаевны Додуновой, активность Ларисы Мефодьевны Ковалёвой, добросовестность и исполнительность Галины Ивановны Чебуранкиной. Понемножку я у всех что-то брала для себя. Может быть я хорошая ученица, что мне удавалось у них всему учиться. А в целом — повезло попасть в хороший коллектив. Конечно, были трудные времена, но помогало управление образования. Долгое время мы работали с Альбиной Борисовной Шахановой. Она женщина волевая, с ней тоже интересно было взаимодействовать. Вообще в районе очень сильный директорский корпус, который никогда не отказывал в помощи. Я часто обращалась к директорам школ, которые были опытней меня. Это, прежде всего, Татьяна Леонтьевна Бельская, Сергей Кузьмич Терехов. Если называть всех людей, которым я обязана, получится большой список. Скажу только, что это люди с высоким профессиональным опытом.
Когда отдаёшь работе всего себя, не думаешь о награде лично для себя. Конечно, получать её приятно, это даёт моральное удовлетворение. Но важнее другое: наша школа получила два Гранта Президента РФ, ещё два гранта мы выиграли по благотворительному бонусу. Это наш общий труд, который оценили на уровне области.

Корр.: Спасибо, Наталья Александровна, за этот интересный разговор. Ещё раз поздравляем с получением правительственной награды и хотим сказать, что мы за Вас очень рады.
Тимофеева: Благодарю.

Татьяна Найдюк
Галина Фомичёва