Как мы и обещали, вводим рубрику «Новый закон о местном самоуправлении». На протяжении нескольких номеров мы постараемся познакомить наших читателей с тем, как на основе принятого нового закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет формироваться структура местной власти в нашем городе, как будет формироваться бюджет нашего города. Редакция газеты надеется, что покровчане захотят и выскажут свое мнение по обсуждаемому вопросу. Ведь новый закон, будучи принятым, дает право и населению и существующей местной и региональной власти определить наилучший вариант реализации этого закона на местах. Нам представляется, что интересным будет обсудить следующие положения закона, которые напрямую регулируют целесообразные формы устройства местной власти, в том числе и в городе Покрове:
· Статус муниципального образования.
· Права местного населения в выборе статуса муниципального образования.
· Территориальные границы муниципального образования.
· Формирование бюджета муниципального образования наделенного соответствующим статусом.
Если говорить в целом, то главное в новом законе то, что в нем достаточно четко прописаны положения о том, каким будет местное самоуправление. Как должен работать бюджетный механизм обеспечения деятельности местной власти. Когда закон полностью вступит в силу. А самое главное, на наш взгляд, в законе достаточно точно определены права и обязанности всех уровней властей, действия которых он и регулирует.
Проект закона достаточно долго обсуждался в Государственной Думе, после первого чтения в него было внесено более 6000 поправок различными общественными и государственными организациями. Мэр нашего города В. Рогов был членом рабочей группы Государственной Думы по работе над поправками. Тот факт, что после принятия закона Государственной Думой и подписания его Президентом РФ, 11 ноября 2003 года в Москве была проведена XIII Сессия Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, в которой принял участие Президент РФ В. В. Путин, говорит о важности и значении его для России. (Подробности о Сессии были опубликованы в предыдущем номере нашей газеты).
Ни для кого не секрет, что в последние годы во многих регионах, в том числе и во Владимирской области было много проблем в отношениях региональной и местных властей. Покровчане, может быть, больше других почувствовали на себе действие этих противоречий. Активные граждане Покрова оспаривали решения региональной власти в суде и выигрывали процессы.
Предстоящий период: 2004 — 2005 годы — переходный и подготовительный период к практическому введению закона «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации». От нашей с вами позиции во многом будет зависеть, насколько эффективно можно будет использовать возможности принятого закона для упорядочения нашей повседневной жизни. Напоминаем нашим читателям, что полный текст закона размещен на официальном сайте города Покров www.pokrovcity.ru Прежде чем начать разговор о путях практического применения закона в нашем городе, необходимо коротко остановится на том, что подразумевает закон под понятием «местное самоуправление». Статья 1 закона «Местное самоуправление», — гласит:
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Логика закона проста. Местное самоуправление самое близкое к людям и наиболее эффективное в решение проблем территорий. Ведь прописать в федеральном законе все особенности и специфику местного уровня в такой огромной, населенной разными национальностями стране от Юга до Севера, от Востока до Запада просто нереально. Никто кроме самих жителей не может лучше решить свои местные проблемы, связанные с обычаями и культурными особенностями. Именно развитие местного самоуправления и является гарантированным воплощением демократических принципов управления в большом государстве.
Далее в статье 2 закона перечисляются основные формы организации местного самоуправления, к ним относятся:
· Сельское поселение
· Городское поселение
· Муниципальный район
· Городской округ
История развития города Покрова, его прошлое и настоящее экономическое развитие, наличие соответствующей, сложившейся естественным историческим путем современной инфраструктуры, дает реальную возможность осуществления в полном объеме функций местного самоуправления, а это и есть объективные предпосылки для наделения г. Покрова статусом «городской округ». Согласно нового закона, решение этого вопроса отнесено, прежде всего, к компетенции местного населения, т. е. нас с вами, органа местной представительской власти, главы города, но должно быть оформлено в виде закона Субъекта федерации. Городской Совет народных депутатов г. Покрова 13 ноября 2003 г. принял решение о законодательной инициативе по наделению муниципального образования г. Покров статусом «городской округ» и направил это решение для рассмотрения и утверждения в Законодательное Собрание и администрацию Владимирской области. В точном соответствии с принятым законом, местная власть предлагает Субъекту Федерации короткий недорогой и эффективный путь.
Однако, необходимо подробнее остановится на том, что включает в понятие «городской округ» новый закон. Посмотрим, что сказано в законе о «городском округе»:
«городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации»;
В данной части закона закрепляется то, что городской округ является самостоятельным, в нашем случае самостоятельным от МО «Петушинский район», и решение всех вопросов делегированного государственного управления проходит по вертикали Федеральный центр — Субъект Федерации — Городской округ. Таким же образом принципиально строится и бюджет.
Однако, прежде чем говорить нужен и оправдан ли такой статус города, стоит рассмотреть, основываясь на положениях закона, какие права и обязанности должны быть реализованы в городе и есть ли объективные предпосылки в Покрове для реализации этого положения в законе. Вот что по этому вопросу говорит закон в статье 16:
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
12) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения;
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;
19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;
20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
21) опека и попечительство;
22) формирование и содержание муниципального архива;
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
26) планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;
27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
2. Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Таким образом, в законе перечислены 27 основных пунктов в организации жизни населения в городском округе. Если внимательно проанализировать эти положения, то практически все перечисленные функции уже выполняются местным сообществом и местной властью города, другой вопрос, что отсутствие достаточного бюджетного финансирования не всегда давали возможность решать эти вопросы местной власти качественно и своевременно.
Например, в городе есть штаб гражданской обороны, который принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
Или, например, участие в организации охраны общественного порядка на территории города. В связи с созданием в стране новой структуры по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, город выделил этой службе помещение. Находясь в Покрове, эта государственная служба обслуживает не только наш город и Петушинский район, но и другие прилегающие территории. Несмотря на то, что структурно городской отдел милиции есть подразделение Петушинского района, город принимает активное участие в оказании ему материально технической помощи: приобретение специальных транспортных средств, создание при городском отделе экспертно криминалистической лаборатории, помогает в кадровом строительстве (например, инспекция по делам несовершеннолетних), или введение за счет города дополнительных штатных единиц в паспортном отделе на время проведения компании по замене паспортов. Принимает город и участие в обеспечении участковых инспекторов жилой площадью, других работников местами в общежитии.
Единственная функция, которой нет в городе это — формирование и содержание муниципального архива.
Однако, организация выполнения этих функций в городе Покрове не представляется сложным или невозможным. К примеру, в Покрове Советом народных депутатов принята за основу программа создания Единой городской информационной системы (ЕГИС), которая уже сейчас выполняется муниципальным учреждением «Интеллект» и создание архива в электронном виде планируется уже в 2004 году. Создание же архива на бумажных носителях вполне возможно на базе городской библиотеки, которая совсем недавно была передана в собственность города.
Что касается муниципальной милиции, то руководство города уже ставило этот вопрос перед администрацией области, однако, он не получил поддержки. Теперь, видимо, пришло время. Возможность создания муниципальной милиции имеется и при наличии запланированных средств на ее содержание в бюджете, организационно это не проблематично, а ее создание серьезно улучшит положение в области общественного порядка и профилактики преступлений.
Как видим, уже сейчас город практически на 100% отвечает требованиям, предъявляемым законом к статусу «городской округ».
Однако, читатель может задать вопрос, а зачем все это нужно покровчанам? Нужно потому, что статус «городской округ» дает большие возможности в области формирования доходной части бюджета в виду того, что и обязанностей у города становится больше. Но самое главное, это даст больше реальных возможностей для привязки результатов работы горожан (город уже сейчас дает 9% общего объема выпуска промышленной продукции во Владимирской области) к уровню и качеству жизни города и исключит дополнительное и ненужное промежуточное регулирование в области формирования бюджета. Если же предположить, что городу будет присвоен статус «городского поселения», то в принципе может повториться то, что мы имели в прошлые годы, когда бюджет города донора рассматривался и утверждался в дотационном муниципальном образовании «Петушинский район», доходы которого в основном формировались за счет города Покрова. Что это означает, покровчане знают не понаслышке, а почувствовали, как говорят, на «своей шкуре».
Итак, Совет народных депутатов города уже выступил с законодательной инициативой о присвоении городу статуса «городской округ». Что решат в области? Пока трудно сказать, хотя трудно представить, что реальное положение вещей и логика не сыграют своей положительной роли. Не исключено, что там могут иметь свою собственную позицию и мнение и не принять соответствующего решения, либо предложить свое видение в решении вопроса. Если же жители города не поддержат решения, предложенного в Субъекте Федерации или будут не согласны с ним, тогда у нас будет возможность воспользоваться статьей 22 закона и высказать свое мнение на референдуме, которое, будет решающим и окончательным. Такое волеизъявление жителей, — проигнорировать не смогут ни в области, ни в Федеральном Центре. Закон, по этому поводу точно и однозначно в пункте 7 статье 22 говорит:
7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Это и есть то положительное, что дает новый закон: нормальный, цивилизованный способ решения сложных вопросов организации форм местного самоуправления, где каждая заинтересованная сторона имеет возможность предлагать, но решающим является мнение и воля самих жителей. В этом и есть суть демократии, как бы сильно ее не ругали справа и слева.
Редакция газеты будет благодарна читателям, если они выскажут свое мнение в понимании этого вопроса, да и просто поделятся своими мыслями. Следующий номер нашей газеты будет, конечно, посвящен предстоящим праздникам Нового года и Рождества Христова, но уже в январе мы продолжим обсуждение этого вопроса и попытаемся рассказать об экономической составляющей нового закона.
Пресс служба администрации города.