Олег ПуртовНа классического  батюшку священник Олег Пуртов не похож. У него короткая бородка и короткая стрижка. Узнать в нём церковнослужителя можно разве, что по долгополому подряснику. Но Покров город небольшой, а батюшка служит в местных храмах давно, так что население его хорошо знает и, надо сказать, любит за простые и доходчивые проповеди, за советы и наставления, которые он умеет дать с мягкой настойчивостью и отеческой мудростью. И на просьбы освятить дом или причастить болящего он отзывается с готовностью, не требуя долгого ожидания.

17 ноября отцу Олегу Пуртову исполнилось 55 лет. Жизненный путь позади большой, и на нашу просьбу рассказать об этом, он отозвался со своей обычной готовностью.

Родился батюшка в сибирском городе Новокузнецк, Кемеровской области. Его отец Виктор Семёнович  Пуртов, строитель по профессии, работал прорабом. Он жив и по сей день, а вот мама Тамара Михайловна уже преставилась. Большую роль в духовном наставлении мальчика сыграла бабушка по материнской линии Вера Григорьевна Квашнина. Она жила в Новосибирской области, на станции Пенёк. Время от времени выбиралась в областной центр, чтобы побывать в храме. Каждое лето родители, которые к тому времени переехали в г. Бердск под Новосибирском, отправляли  в деревню к бабушке сына Олега вместе с двоюродным братом Борисом. Бабушка держала корову, сажала огород, и ребята помогали ей чистить хлев, пропалывать и поливать грядки. Бабушка была верующим человеком, но за мальчишескую дерзость могла и хворостиной угостить.

«Бывало, встанешь утром, бежишь на кухню, садишься за стол, — вспоминает отец Олег. – А бабушка не торопится накормить, потому что служба в церкви ещё не кончилась, хотя церквей в округе на 200 километров ни одной».

Благодаря такому порядку постоянно повторялся диалог:  «Бабушка, служба уже закончилась?» – спрашивали внуки. «Закончилась, садитесь за стол», —  отвечала бабушка и строго следила, чтобы ни одна  крошка «выращенного Господом» хлеба не упала на пол.

По вечерам к дому приходили местные ребята, звали гулять. Прежде, чем отпустить своих, бабушка, бывало, скажет: «Сидите, Евангелие прочитаю».

В 11 часов вечера деревенская  электростанция прекращала работу, ей на смену в домах приходила керосиновая лампа. Бабушка, окончив все дела, доставала свою большую тетрадь и допоздна читала вслух рукописную Псалтирь. «Мальчиком я ни слова не понимал, — вспоминает отец Олег, — но всё, что говорила тогда бабушка, как она наставляла, запало в сердце и помнится до сегодняшнего дня».

После окончания школы молодому человеку пришла пора служить в армии. Служба проходила в г. Енисейск. К этому времени он чувствовал себя верующим человеком, поэтому, отправляясь из дома, надел нательный крест. Во время вечерней проверки старшина, обнаружив такое несоответствие с требованиями к военнослужащим, отправил призывника в умывальник и велел крест снять. Среди старослужащих был рядовой по имени Батя, атлетически сложенный деревенский кузнец. Он сказал тогда старшине, мол, не трогай парня, тут найдётся, кому его воспитать. Так что крест снимать не пришлось. Позже замполит принёс рядовому Пуртову книгу – «Библию для верующих и неверующих», чтобы поставить тому голову на место. Когда он заходил в Ленинскую комнату и спрашивал, чем рядовой занимается, тот отвечал: «Товарищ старший лейтенант, Вашу Библию изучаю», — с улыбкой вспоминает отец Олег. Замполит неизменно говорил: «Молодец! Читай, человеком станешь». Все два года службы молодой солдат читал Библию, ту её часть, где не было атеистического комментария, и укрепился в своём решении поступать в семинарию.

После службы вместе с бабушкой Верой Григорьевной Олег Пуртов отправился в г. Новосибирск на приём к правящему епископу Гедеону. Тот провёл устный экзамен, задав молодому человеку несколько вопросов, а потом спросил, умеет ли он петь. И когда получил отрицательный ответ, посоветовал годик послужить алтарником и направил его в г. Кемерово, где в это время восстанавливался Крестовоздвиженский храм. Здесь вокруг деревянного церковного здания, где продолжалось богослужение, воздвигались каменные стены. Работали на стройке в основном женщины, все были в возрасте, но трудились с таким подъёмом, который удивлял тех же водителей, привозивших бетон. Стройка напоминала муравейник, где каждый был на своём месте и вносил свою лепту в богоугодное дело. Это была одна большая семья, жившая любовью к своему храму, и Господь даровал за это немало чудес.

Одни только лотерейные билеты чего стоили! Каждый месяц по команде из райисполкома храм должен был приобретать  лотерейных билетов на тысячу рублей. На них постоянно выпадали выигрыши, то один за другим холодильники, то ковры. Наконец, когда был выигран автомобиль «Москвич», распространять билеты в приходе перестали. Свой автомобиль храму был очень кстати, теперь священники могли ездить на требы, не пользуясь городским транспортом. Город большой, и необходимость в этом была острая.

Второй священник отец Тарасий ростом был невысок, но обладал сильным густым басом. По просьбе молодого алтарника он записал на магнитофон церковные распевы. «За рулём выигранного в лотерею «Москвича», доставляя священников на требы, я учился церковному пению», — вспоминает о. Олег.

Так в дружной церковной семье прошёл год, и Владыка Гедеон благословил молодого человека на поступление в одну из трёх духовных школ страны – Ленинградскую семинарию, которую оканчивал сам.

Семинарский комплекс располагал учебными классами, общежитием для учащихся и храмом святого Иоанна Богослова. Ежедневно в шесть часов утра здесь начиналась служба. Семинаристы, которые принимали участие в «череде», вставали раньше других, и шли на занятия после службы. Остальным в этот ранний утренний час было не до сна – по коридорам раздавалось дивное пение церковного хора. В этом пении вместе с мужскими, соединялись женские голоса. Это были голоса девушек из регентского отделения семинарии. Надо сказать, что пребывание Петербурга столицей России оставило свой след и на церковном пении. Выработался особый стиль – торжественный, пасхальный. И когда позднее о. Олег прибыл на службу во Владимирскую область, он в первое время был удручён местным монастырским стилем пения, лишённым петербургской торжественности.

В  центральную Россию, далёкую от родного сибирского края, о. Олег приехал вместе с супругой Татьяной. В 1985 году он венчался с девушкой из г. Покров, которая поступала на регентское отделение семинарии.

В 1986 году после посвящения в дьяконы, о. Олега распоряжением Владыки Евлогия направили служить в г. Вязники в Крестовоздвиженский храм. Настоятелем здесь был протоиерей Лонгин, выходец из западноукраинского г. Львов. В своё время он окончил теологический факультет Варшавского университета, пострадал за веру во время гонений и 9 лет отсидел в лагерях по 58-й статье. По освобождении окончил Московскую духовную академию и остался служить в России. Человеком был строгим и требовательным.

Яркая личность и высокая образованность настоятеля оказали своё благотворное влияние на молодого дьякона.

В 1989 году он был рукоположен в сан священника и направлен в Судогодский район, а в 1992 году, когда старшей дочери Марии пришло время поступать в первый класс, о. Олег попросил перевод. В это время к Владыке Евлогию поступило прошение прислать священника в село. Иваново, близ пос. Вольгинский. Здесь началось восстановление храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Прибыв на место, о. Олег поразился богатой истории этого храма,  а также его удручающему состоянию. «Благо, что стараниями покровского архимандрита Максима на зимнем храме была уже восстановлена крыша», — отметил о. Олег. Однако, на старой штукатурке стен оставались скверные слова, написанные агрессивными атеистами. В один из дней батюшка вместе с прихожанами старательно с помощью скребков очистил стены. На следующий день стало заметно, как высоко над головой, там, где когда-то  был церковный купол, засияли иконы, нетронутые варварской рукой. Много  тогда было явлено чудес «малому стаду» прихожан, которые работали на восстановлении храма и участвовали в молебнах. Так в один из летних дней во время молебна разразилась гроза, и в храме раздался сильный взрыв. Оказалось, что сюда залетела шаровая молния. Одна из девочек-певчих призналась со слезами, что не хотела сегодня идти в храм. Бабушка ей велела идти, а она противилась. Огненный шар, взрываясь в метре от неё, чудесным образом не причинил вреда, но вразумление с небес было сделано доходчиво и с любовью.

В эту летнюю пору при храме действовал оздоровительный лагерь для детей. До обеда шли занятия по Закону Божьему. После обеда дети помогали разбирать завалы и очищать храм от мусора. А в потом все вместе шли на речку купаться. Плескаться в воде было для ребятишек самым весёлым и любимым занятием. Единственной иконой, которая сохранилась в храме, был образ Варвары великомученицы. Когда в семье Пуртовых вслед за Марией, Игорем, Домникой родилась девочка, её назвали Варварой.

Однажды принесли в храм небольшую икону Тихвинской Божией Матери. Но через некоторое время она исчезла. «Тогда мы с детьми решили каждый день читать Акафист этому образу, — продолжает рассказ о. Олег. – Примерно через неделю ребята, разбирая кучу старых кирпичей у алтарной части, обнаружили эту икону, завёрнутую в полотенце». Это было очередным чудом.

Лето постепенно подходило к концу, надо было думать о том, как устроить отопление в зимнем Свято-Никольском приделе храма.  О. Олег написал письмо отцу, Виктор Семёнович взял отпуск и приехал на помощь. Окинув взглядом опытного строителя фронт работы, он поехал на местный электромеханический завод с просьбой о выделении оборудования. Александр Иванович Штоль выделил храму две трубы большого диаметра, которые с помощью подъёмного крана удалось транспортировать внутрь церковного здания. Но как поставить на место тяжёлые конструкции, никто не знал. Выручили две пожилые прихожанки. Рабочий день подходил к концу, и они предложили всем разойтись по домам, а сами остались в храме, попросив только в помощь одного паренька.

«Утром я прихожу в храм и вижу: трубы поставлены на место и вмонтированы в печь и дымоход, всё замазано и приведено в рабочее состояние, печь топится», — говорит о. Олег. – Для всех нас это была загадка, как двум пожилым женщинам удалось выполнить такую работу».

Недаром говорится, что поколение священников, к которому принадлежит о. Олег Пуртов, — это строители, которым довелось восстанавливать заброшенные и разрушенные храмы. Но есть у о. Олега опыт служения в женской Свято-Введенской обители. Он признаётся, что в этот период жизни он получил возможность на какое-то время отрешиться от прежних забот и больше уделять внимания погружению в богослужебное делание.

С 2011 года батюшка служит в Свято-Покровском храме, который является одним из старейших церковных зданий в благочинии. Он наполнен старинными образами святых, среди которых выделяются икона Тихвинской Божией Матери, Казанская, Спас Нерукотворный.

«В нашем храме есть ковчег с мощами святых, в котором находится ниточка от пояса Богородицы. Это великая святыня», — подчёркивает о. Олег. Он считает очень важной ту миссионерскую деятельность, которую ведут покровские священнослужители. Сегодня в городе много переселенцев из среднеазиатских республик и северных регионов. Это русские семьи, которым пришлось покинуть нажитые места и уехать в неизвестное. Храм помог им обрести вторую малую родину и мир в душе. При городской больнице милостью Божией открыта молельная комната, благодаря которой больные имеют возможность получать духовное подкрепление.

На вопрос о том, считает ли он свой жизненный путь успешным, о. Олег ответил словами: «Слава Богу за всё!». То, что с каждым из нас случается, происходит по великой милости Божией».

Галина Фомичёва