Молодёжь как наиболее активная часть общества обладает высоким предпринимательским потенциалом и способна внести свой вклад в социально-экономическое развитие города через разработку инновационных идей и создание новых компаний в сфере малого бизнеса, организацию дополнительных рабочих мест и реализацию принципов социальной ответственности. Основная цель анкетного исследования среди молодёжи, проведённого администрацией города, состоит в выявлении социальных и экономических проблем развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Покров» и дальнейших его перспективах.

В ходе опроса студентов были выявлены показатели, которыми характеризуется современный предприниматель, прежде всего, такими качествами, как лидерство и активность (1 место в списке выбранных качеств), а также образованностью и профессионализмом (2 место в списке). С другой стороны, развитию этих творческих качеств меньше всего, по мнению молодёжи, способствует современное российское высшее образование.

Результаты опроса позволяют предположить, что основной положительный эффект от получения высшего образования заключается в том, что учёба в вузе развивает у молодёжи коммуникативные навыки и навыки работы в команде.

В числе основных проблем, стоящих на пути развития малого и среднего предпринимательства в городе Покров, респонденты называли, в первую очередь, «внешние» факторы — недостаточную поддержку со стороны властей и организаций, содействующих развитию бизнеса и только затем «внутренние», связанные с низкой компетенцией людей.

По результатам анкетирования студентов были получены следующие выводы:

1. Молодёжь в целом положительно относится к предпринимательству

— 77% опрошенных заявили, что положительно относятся к людям, занимающимся предпринимательской деятельностью.

2. Образ малого предпринимателя в глазах молодёжи — профессионал, который стремится к извлечению прибыли, но при этом приносит пользу обществу.

— Для большинства студентов (80%) успех в малом бизнесе означает, прежде всего, достижение высокого уровня профессионализма.

— Большинство респондентов (92%) признаёт, что конечной целью деятельности предпринимателя является зарабатывание денег, извлечение прибыли.

— Большинство опрошенных студентов придерживаются точки зрения, что малые предприниматели «являются наиболее активной частью населения, стремятся к изменениям», «заботятся о качестве продукции», «думают не только о собственном благосостоянии».

3. Молодёжь, признаёт привлекательность (в том числе финансовую) занятия малым бизнесом, но не спешит приступать к активной предпринимательской деятельности

— 54% опрошенных студентов считают, что большинство молодёжи в России рассматривают малое предпринимательство в качестве желательного выбора карьеры.

— Большинство студентов считают, что занятие малым бизнесом предоставляет более широкие возможности для самореализации (78% опрошенных) и обеспечивают более высокий уровень дохода (60% опрошенных) по сравнению с работой по найму.

— Молодёжь не спешит приступать к активной предпринимательской деятельности: только 1% опрошенных заявили, что ведут собственную предпринимательскую деятельность.

4. По мнению студентов, малый бизнес пользуется уважением общества, однако, общество, государство и СМИ равнодушны к проблемам предпринимателей

— По мнению большинства студентов, малый бизнес как вид деятельности пользуется уважением в обществе (61% опрошенных), и получить такое уважение может, прежде всего, тот предприниматель, который предлагает обществу (потребителям) качественную продукцию (83% опрошенных).

— По мнению студентов, общество, в целом, равнодушно относится к проблемам малого предпринимательства (54% опрошенных придерживаются такой точки зрения).

— Более половины опрошенных (58%) считают, что СМИ недостаточно широко освещают проблемы малого предпринимательства.

— Результаты опроса показали, что потенциальные предприниматели (66% опрошенных студентов заявляют о планах иметь в будущем свой бизнес) не владеют информацией о том, какую поддержку для своего бизнеса они могут получить в своём городе. В ходе опроса 69% студентов ответили, что не имеют подобную информацию.

С помощью опроса были выявлены проблемы, прежде всего это незнание о существовании «Бизнес-инкубатора», только малая часть опрошенных о нём слышала. Однако, 53% опрошенных воспользовались бы консультационными услугами, а 26% бухгалтерскими. Наша задача состоит в том, чтобы как можно больше предоставить информации молодёжи о бизнесе, направить весь потенциал на построение их карьеры ведь за ними будущее не только города, но и страны в целом. 

А. В. Визгунова