Творчество способствует усвоению учебного материала. Если вдруг придётся в жизни туго,

За подсказкой к сказке обратись.

Знай, что неразлучные подруги:

Сказка и обыденная жизнь.

При усвоении учебного материала очень важно включить личностные качества ученика: самостоятельность, творческое способности, мышление, умение выбрать главное, систематизировать правила по русскому языку.

Такой вид работы, как сочинение сказки, позволяет на правила взглянуть совсем с другой стороны, чем это дано в учебнике. Появляется возможность отстраниться от строгого не эмоционального грамматического правила, осмыслить его через сказочные персонажи и ситуации. Это позволяет запомнить и правильно применять правила на письме.

Я благодарна своим внимательным ученикам, которые поверили мне и выполнили данную работу — сочинение орфографических сказок.

Рекомендую прочитать эти сказки шестиклассникам, и семиклассникам для того, чтобы лучше запомнить орфографические и морфологические правила в брошюре, которая скоро будет издана в редакции «Созвездие».

С. И. Каменских,
учитель русского языка и литературы,
педагог- психолог, заместитель директора
по учебно- воспитательной работе


Анна Каширская, ученица 7 "Б" класса

Анна Каширская,
ученица 7 «Б» класса

Сказка о появлении причастия

Давным-давно, ещё, когда люди ввели в русский язык не все части речи, в том числе и причастие, в одной из стран правил неграмотный король со смешной фамилией — Причастий.

Как-то раз он написал указ: «Всем танцующим балеринам принять участие в концерте!» Его слуга, не сдержав насмешки, сделал замечание: «Ваше величество! Слова «танцующие» не существует в русском языке». Рассердился король, уволил слугу, принял на работу нового.

Издал он новый приказ: «Не срывать яблоки, ещё не покрасневшие!» И этот слуга с улыбкой на лице сделал замечание: «Ваше величество, но ведь слово «краснеющие» не существует».

В третий раз уже новый слуга- мудрец восторженно заявил: «Вы мудрейший король! Только что вы подали мне идею — создать новую часть речи! В часть Вас назову я его Причастие».

После этого случая никто не смеялся над королём, все восторгались его умом.


Сказка о звуках и буквах

Алёна Штивель, ученица 6 "А" класса

Алёна Штивель,
ученица 6 «А» класса

Люба-Любознайка решила взять интервью у Орфографии.

— Скажите, пожалуйста, уважаемая Орфография, не является ли случайным сходство Вашего имени с именем Орфоэпии, которая отвечает за хорошее произношение.

— Нет, это сходство не случайно. Мы обе охраняем порядок в речи, которая имеет устную и письменную формы. Орфоэпия — это, можно сказать, моя старшая сестра. Ведь письменность появилась на основе устной речи и гораздо позже её. Правила правописания понадобились людям тогда, когда они начали обозначать буквами звуки. Звуки складывались в слоги, а слоги — в слова. Зато каждый школьник теперь должен знать орфографические правила, — отвечает Орфография.

— Какие же правила вы предлагаете? — спрашивает Люба-Любознайка.

— Главное, я учу тому, как обозначать буквами значение части слов: корень, приставка, суффикс, окончание. Здесь проявляется мой основной морфологический принцип, потому что он определяет правописание морфем. Морфологическому принципу противопоставлен фонетический, который обязывает писать по-разному одну и ту же морфему, если она при разных обстоятельствах имеет различное значение.

Вот приставки ПРЕ — ПРИ пишутся то с буквой Е, а то с И. При определении, какую же букву писать, нужно понять значение слова. Так ПРИ — пишется, когда имеется значение приближения, нахождения вблизи чего-либо или неполноты действия, — отвечает Орфография.

Люба-Любознайка делает вывод: «Да, отношения между звуками и буквами не такие простые, как это может показаться на первый взгляд».