«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»
В. А. Сухомлинский
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Наши учителя МБОУ «Начальной общеобразовательной школы г. Покров» понимают, что с одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, а педагог – как исполнитель заказа. С другой стороны, педагог и родитель являются партнёрами по проектированию, организации и исполнению образовательного процесса. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель совместно с родителями, находит наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
Цель педагогов нашей школы: создание условий для единой воспитательной среды развития личности ребёнка, приобщения родителей к целенаправленному процессу воспитательной деятельности, формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей. Собрания не сводятся к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний в прошлом учебном году была разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями проводятся ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы школы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
В нашей школе регулярно проводятся праздники, в которых родители принимают активное участие: спортивные праздники; концерты, посвящённые Дню учителя, Дню матери, Дню Защитника Отечества, Дню Победы. Многие родители помогают в организации праздников: изготавливают костюмы, делают декорации, устраивают классные огоньки и чаепития, проводят мастер-классы на уроках технологии,
участвуют в проектах, конкурсах. Родители совместно с детьми создали семейную летопись «История моей семьи», оформили проекты «Наши родители», книгу «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Постоянно родители участвуют в акциях «Сделаем школу чище!» уборка вокруг здания школы, в субботнике, посвященному Дню Победы.
Родители принимали участие в месячнике по проведению походов, выездных экскурсий по родному краю: ездили с ребятами на место гибели Ю.А. Гагарина, на зообазу Мосфильма в д. Леоново, на экскурсию в г. Владимир.
Помогали своим ребятам оформить выставку плаката антинаркотической направленности «Даже не пробуй!».
В ежегодном конкурсе семейных творческих проектов «Семейная мастерская» — конкурс ёлочной игрушки родители совместно с детьми изготавливают украшения, которые потом вывешиваются на городскую ёлку.
Хочется отдельно рассказать о ежегодном конкурсе «Семья года». Конкурс проходил в два этапа. Первый этап – творческая, исследовательская работа из цикла «Этапы Великой Отечественной войны». В каждом проекте оценивались: замысел (идея), исследовательская часть, воспоминания семьи о войне, презентация, культура речи.
На конференции были представлены работы на различные темы: «Дети блокадного Ленинграда», «Детское лицо войны» (о детях, героях войны), «Поровчане – герои Победы», «Битва под Москвой», «Подвиг героя» (об А. Маресьеве), «Песни войны, песни Победы», «История войны в моей семье», «Парады моей страны».
Во втором туре школьники выступали совместно со своими родителями.
Были здесь и танцы, и песни, семьи показывали небольшие сценки. На празднике была тёплая, дружелюбная атмосфера.
К 9 мая группа родителей помогла организовать в школе выставку «Бессмертный полк». Родители и дети приносили фотографии своих родных, воевавших в годы войны, рассказывали о них со слезами на глазах.
Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
О.В. Снежкова,
заместитель директора по воспитательной работе начальной школы