На берегу кавказского горного озера

На берегу кавказского горного озера

Объявление об этом событии привлекло внимание многих мототуристов, любителей дальних дорог и новых впечатлений. Поэтому 11 июня из разных регионов по направлению к Северному Кавказу тронулось в путь десятки мотоциклов. Путь предстоял неблизкий, для кого в тысячу, для кого в две, а для некоторых и в пять тысяч километров.
Автотрасса М4 от Москвы до Воронежа является платной, мы ехали  по ней без особых проблем, если бы не дождь. Он сопровождал нас на протяжении всего пути Воронеж – Ростов-на-Дону – Минводы — Владикавказ – Назрань –Пятигорск — Грозный. Во время ночлега в Ростове и Пятигорске постарались просушить одежду, но с утра снова попадали под небесный «душ». Несмотря на это, дорога и процесс путешествия на колёсах дарили много разных впечатлений. В основном все города по маршруту обходили по объездному пути, покатались только по ростовским улицам, но впечатления от этой экскурсии испортили пробки на дорогах – бич всех мегаполисов.
После двух тысяч километров пути въехали в столицу Чечни г. Грозный, красивый, современный, отстроенный в последние десятилетия город.
Размещение участников мотофестиваля происходило на закрытой охраняемой территории у стадиона Ахмат-Арена.
Наш 33-й регион здесь представляли города Покров, Владимир и Вязники. А всего было не меньше 500 участников, представляющих города Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Смоленск, Пенза, Псков, Самара, Саратов, Волгоград, а также такие иноземные государства, как Казахстан, Литва, Польша, Белоруссия.
Пальма первенства по дальности пройденного пути была отдана представителю уральского г. Челябинск.
В первый день мотофестиваля, 13 июня, проходили встреча, регистрация и размещение техники и людей в палаточном лагере. В 18 часов состоялось официальное открытие и предварительная концертная программа.
Как всегда, прибывшие активно общались друг с другом, узнавая новости и осматривая  наиболее интересные экземпляры мототехники. Наша серебристая «Хонда» с коляской от мотоцикла «ИЖ» также привлекла внимание и вызвала вопросы.
На следующий день с утра для участников мотофестиваля  была организована экскурсия на автобусах и мотоциклах в горы до с. Ведено по Казённой-АМ – автодороге с гравийным покрытием из разряда просёлочных.
Чечня красивая горная страна, и во время этого путешествия открывалось много живописных видов, поэтому мы часто останавливались, чтобы сделать фото. На высоте в полторы тысячи метров над уровнем моря находится озеро Белое, в котором необыкновенно прозрачная и тёплая вода. Нашлось немало желающих из числа экскурсантов искупаться в этом горном озере. По пути следования мы поднялись на перевал, который находится на уровне две тысячи двести метров над уровнем моря, и затем достигли конечной точки маршрута. Здесь на природе нас накормили вкусным полевым обедом.
В лагерь вернулись вечером, оставив за собой 300 км пути.
В субботний вечер проходили основные мероприятия мотофестиваля, концерт, конкурсы, награждение. Мой сын Валера получил диплом и поощрительный приз как самый молодой байкер, приехавший издалека. Для 13-летнего подростка это было более чем приятное событие. Вообще на мотофестивале было много детей, и я считаю, что это правильно. Дети должны получать представление о географии из путешествий, а также испытывать положительные эмоции связи с новыми, интересными впечатлениями.
Субботний день закончился салютом. А назавтра предстоял обратный путь.
В целом организация фестиваля была продуманной и преследовала главную цель – комфортное пребывание его участников. В лагере можно было пользоваться душевыми кабинами, биотуалетами, желающим предлагалось принять серные ванны. Были организованы пункты питания, продажа сувениров. В городе работают недорогие кафе, рынок. Мы с удовольствием попробовали национальное чеченское блюдо – галушки, которое можно найти в меню всех местных пунктов питания.
Главный повод для организации мотофестиваля был связан с интересной исторической датой – 100-летием Кавказской туземной конной дивизии, или Дикой Кавказской дивизией, как её нередко называют. Пожалуй,  число целого ряда мероприятий, которыми намечаются отметить эту дату, открыл именно мотофестиваль в Грозном. У этой дивизии славная история, с которой можно познакомиться в Интернет-изданиях.
23 августа (1914 г.) был объявлен Высочайший Указ Николая II о создании «Кавказской туземной конной дивизии» трёхбригадного состава из шести полков: Кабардинского, 2-го Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского. В то время в составе российской армии уже находились Кавказская кавалерийская (конная) дивизия и пять Кавказских казачьих дивизий. Поэтому, когда произошло рождение нового воинского соединения исключительно из горцев Кавказа, было принято решение назвать его — «Кавказская туземная конная дивизия», чем подчеркивалось исключительно её местное, кавказское происхождение. Ведь, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, слово «туземный» объясняется как «принадлежность какой-либо стране, земле».
Во время Первой мировой войны сын Л. Н. Толстого Михаил Львович Толстой служил во 2-ом Дагестанском полку этой конной дивизии.
«Первое моё знакомство с Кавказской туземной конной дивизией, — писал Михаил Львович, — произошло во Львове, когда командир корпуса производил её смотр. Это было в самом центре города, в 12 часов дня. Полки проходили в конном строю, в походном порядке, один за одним, один красивее другого, и весь город в продолжение целого часа любовался и дивился невиданным дотоле зрелищем…»
В Карпатских горах, юго-западнее Самбора, на берегах реки Сан, Кавказская конная дивизия вступила в боевые действия с неприятелем.
Австрийцы давно прозвали кавказских орлов «дьяволами в мохнатых шапках».
И кавказские полки с честью выполнили свою боевую задачу — там, где стояли они, враг не прошёл, там, где наступали, враг был повержен.
Отличительной чертой внутренней жизни Кавказской туземной конной дивизии была особая морально-психологическая атмосфера.
Выше всего ценились не чины и звания, а личная храбрость и верность.
Характерной чертой отношений в офицерской среде дивизии было взаимное уважение лиц разных вероисповеданий к верованиям и обычаям друг друга. Если за столом офицерского собрания преобладали мусульмане, то все присутствующие оставались, по мусульманскому обычаю, в папахах, если же больше было христиан — все папахи снимали.
На наградах, которые вручались подданным нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых (святого Георгия, святого Владимира, святой Анны) были заменены государственным гербом Российской империи — двуглавым орлом. Однако, горцы вскоре попросили вернуть им на награды Георгия (джигита), и правительство пошло им навстречу. Святой Георгий вернулся на награды.
Так прошедший в г. Грозный мотофестиваль открыл пред нами одну, неизвестную ранее, страницу истории Государства Российского.
Дорога домой всегда кажется более лёгкой, несмотря на то, что от г. Воронеж снова ехали под дождём. Но приятный груз новостей и впечатлений от совместного путешествия с друзьями скрашивал трудности пути.  И вот уже в голове рождались планы новых путешествий, без которых жизнь скучна и неинтересна.

Станислав Фомичёв,
президент мотоклуба «Шатун», г. Покров