Раиса Матвеевна Боброва и Виктор Иванович Галкин

Раиса Матвеевна Боброва и Виктор Иванович Галкин

Покров долгое время и вполне заслуженно называли городом строителей. Недавно ему присвоили статус шоколадной столицы. Мне кажется, что он заслуживает ещё одного звания — города учителей. Согласитесь, наличие трёх общеобразовательных школ, педагогического колледжа и филиала университета в небольшом городе даёт для этого основание. Тем более, если учитывать не только работающих, но и тех педагогов, которые ушли на заслуженный отдых. Кто-то, из них, будучи на пенсии, занимался репетиторством, кто-то уделял внимание учёбе внуков. Но все они, учителя прежних поколений, являются хранителями истории, её свидетелями и участниками, в своей памяти они хранят немало имён и событий.

Самым прямым образом это относится к Раисе Матвеевне Бобровой, преподавателю математики Покровского педучилища, которому она отдала многие годы. Так же, как её супруг, преподаватель физики Виктор Иванович Галкин.

Наша встреча произошла в канун юбилея Раисы Матвеевны.

Она родилась в Покрове 26 марта 1932 года. Чья-то, видимо, не очень грамотная рука, заполнявшая метрики, вместо имени Раиса написала Раида. В те годы подобное было не редкостью. Но звалась она всегда именем Раиса.

Мама Мария Афанасьевна Афанасьева была родом из деревни Филимоново. Её отец Афанасий Иванович являлся старостой деревни, награждённый в своё время медалью за тушение пожара. Однажды произошёл случай, когда возникший в лесу пожар угрожал деревне и её жителям, но староста сумел организовать людей, и общими усилиями пожар потушили.

Дедушка Афанасий Иванович держал чайную. Свою дочь Марию, которая на «отлично» окончила 4 класса и получила направление на учёбу во Владимирскую женскую гимназию, он уговорил остаться дома. Она не оставила папеньку и стала помогать ему в чайной, тем более, что в то время он остался вдовцом. Когда Афанасий Иванович состарился, он перевёз свой дом в Покров.

«Наш дом стоял у речки Шитка, и почтовый адрес был такой: Первая слободка, дом 1. Всего слободок было три, и по вечерам, живший здесь народ собирался на мосту через Шитку. Гуляли, плясали, пели частушки. Было весело».

В 1941 году Рая Афанасьева пошла в первый класс и окончила его на пятёрки. Она вспоминает, как вечером в дом пришёл дядя председатель колхоза им. Сталина, объединяющий все три слободки, и спросил про Раю у матери: «Учиться окончила?» Та ответила, что окончила на «отлично». Тогда дядя Миша сказал: «Завтра в пять утра на прополку».

Все ребятишки-школьники с 5-ти до 11-ти утра трудились на колхозном огороде. Потом до 17-ти часов у них было свободное время, чтобы сбегать на озеро, сделать домашние дела — сварить обед, сходить в лес за дровами. А с 17-ти часов до темноты снова была прополка.

«Хлеба нам, детям, не давали. Только маме, — вспоминает Раиса Матвеевна. — Она работала поваром в педучилище, и свои 500 граммов приносила крошками, которые оставались у неё после того, как разрежет буханки на положенные нормы».

Во время войны мама заболела, её положили в больницу. Пережить этот сложный период Рае вместе с младшей сестрой Лидой помог солдат дядя Костя, который жил у них на квартире. Он строил солдатскую баню. Вечером, возвращаясь домой, приносил свой солдатский котелок с остатками супа и каши. Благодаря этому дети не голодали.

За четыре года войны Рая Афанасьева окончила четыре класса начальной школы и перешла учиться в среднюю школу, где директором в то время был Сергей Васильевич Михайлов. Директора все боялись. Однажды и у нашей героини была печальная возможность услышать строгую директорскую отповедь. «Мы учились в седьмом классе. В тот день я была дежурной, — вспоминает Раиса Матвеевна. — Мальчишки на перемене баловались, они кинули тряпку, которой вытирают доску, и она повисла на портрете Сталина. В этот момент в класс вошёл директор».

После уроков дети брали санки и ездили за торфом для школьных печей. Порожние санки катились весело, зато тащить их обратно, нагруженные, было тяжело, и где-то метров за 10 до школы силы покидали. Истопник дядя Федя, выйдя, кричал, бывало: «Ребятишки, бегите быстрее, учителя вам чай поставили». Доставив груз по назначению, шли пить чай с сахарином.

Рая Афанасьева была прилежной ученицей, она никогда не ходила в школу с невыученными уроками. Но не любила математику до тех пор, пока в школу не пришёл Борис Константинович Цветков. Одетый в костюм, рубашку с галстуком и блестящие ботинки, он выглядел среди учителей настоящим франтом. Но, главное, на его уроках математики было очень интересно. Постепенно наша героиня полюбила этот предмет и по окончании 7-го класса получила аттестат с одними пятёрками.

В педучилище её приняли без экзаменов. Прошло ещё четыре года учёбы, и к 18-ти годам Рая Афанасьева получила диплом преподавателя начальных классов и право работать пионервожатой. Выпускницу-отличницу направили на работу старшей пионервожатой в школу № 3, одну из лучших в г. Владимир. Однако, несмотря на направление, она получила отказ: не было места. И в ГОРОНО ей отказали, объяснив это так: «Своих полно!»

Молоденькая девушка с фанерным чемоданом решила не уезжать домой, пока не устроится на работу. Июль 1950 года стоял сухой и тёплый. Она решила переночевать на скамье в парке «Липки». Выбрала местечко, которое было укрыто кустами, расположилась к ночлегу. Но укромная скамья приглянулась молодой парочке. И пока наверху разыгрывалась мелодрама по всем законам жанра, наша новоиспечённая учительница сидела под скамейкой, обхватив руками свой чемодан, и больше всего боялась чихнуть. Рано утром она спустилась на берег Клязьмы, чтобы умыться. А по пути, в том месте, где сегодня находится смотровая площадка, недалеко от Дмитриевского собора, присмотрела стог сена, который стоял во дворе жилого дома. В этом стогу ей предстояло ночевать целую неделю, пока вопрос с работой благополучно разрешился.

Так как в первом ГОРОНО Раисе Афанасьевой отказали, она решила обратиться во второе ГОРОНО. И здесь случайно услышала телефонный разговор. Заведующая начальной школой № 7 давала заявку на учителя начальных классов. Решив использовать шанс, наша героиня доехала до одноэтажного зелёного здания и предстала перед строгой директоршей Ираидой Ивановной, грозной на вид женщиной. Увидев в волосах молодой учительницы сухую травинку, она сразу всё поняла и первым делом определила её на квартиру к учительнице Нине Васильевне Марковой, славной заботливой женщине. Но на этом директорское благодеяние закончилось. Раисе Матвеевне предстояло работать в 4-ом классе, где были собраны дети-переростки. Почти все мальчишки не один раз побывали в детской комнате милиции. Здесь ей пришлось быть и учителем, и пионервожатой, а также вести уроки пения, рисования, физкультуры, выпускать классную стенгазету. «Питалась я тогда так, — вспоминает она, — варила для себя на день котелок картошки и съедала стакан сметаны с хлебом, который мне оставляла школьная буфетчица».

Молоденькой учительнице удалось подружиться с детьми. По пятницам она ходила с ними в кинотеатр. А главное, усердно готовила их к выпуску из начальной в среднюю школу, подтягивала в учёбе, занималась с отстающими учениками дополнительно.

Не обошлось без курьёзов. Однажды на уроке физкультуры пошла вместе с классом на лыжах. Но покататься не удалось: на пути у детей и учительницы встали парни из соседней деревни Семятино. Они отобрали у всех лыжи и с ними ушли. «Представляете, — вспоминает Раиса Матвеевна, — 31 пара лыж! Я всю ночь не спала, всё думала, как расплачусь за школьный инвентарь. В понедельник утром, как всегда первая, пришла в школу. Вижу, стоит мой ученик Лёва Громов и все наши лыжи при нём. Вот это была радость!»

Весь её класс успешно окончил учебный год и к радости директора выпуск прошёл без проблем. А Раиса Матвеевна задумала продолжать учёбу в пединституте. В школе её задерживать не стали. На физмат Орехово-Зуевского пединститута молодую учительницу приняли без экзаменов. Однако, учёба далась нелегко, поскольку в педучилище её готовили к преподаванию в начальных классах, так что теперь геометрию, стереометрию и физику, предусмотренные программой старших классов, ей пришлось осваивать самостоятельно. Но институт наша героиня окончила без троек.

И решила вернуться во Владимир. Зав. ГОРОНО предложил ей временно поработать инспектором и заняться проверкой работы пионерских лагерей в городе. А для работы из 23 школ города она выбрала школу № 1, бывшую женскую гимназию, куда когда-то направляли учиться её маму Марию Афанасьевну. Директором школы была Тамара Петровна Зинина. А жить она первое время вновь стала у своей старой хозяйки Нины Васильевны Марковой. С началом учебного года до обеда работала в школе, а после обеда шла в ГОРОНО.

Преподавала в двух седьмых классах. В первом были тихие спокойные ученики, зато про второй такого она сказать не могла. В этом классе и решили по-своему проверить новую учительницу. Для этого полностью разобрали стул и в сложенном виде поставили его к учительскому столу. Войдя в класс и, ничего не подозревая, учительница села на стул, намереваясь открыть классный журнал. Разобранная конструкция рухнула, учительница оказалась на полу под столом. Но быстро поднялась, ухватившись руками за край стола, и, как ни в чём ни бывало, объявила примолкшему классу новую тему урока.

«Я проработала в системе просвещения 43 года, но с тех пор ни разу в классе не присела на стул», — говорит Раса Матвеевна.

С первой владимирской школой её связали первые шесть лет работы преподавателем математики. Её выпускники благополучно поступили в институты. А сама она вдруг засобиралась домой, В 1962 году вновь открылось Покровское педучилище. Приказом № 1 был назначен его директором Владимир Павлович Третьяков, а приказом № 2 преподаватель математики Раиса Матвеевна Боброва.

«Мне было 30 лет, когда я вернулась в Покров, — вспоминает Раиса Матвеевна. — Работать было очень интересно. Дети менялись, и мы менялись вместе с ними».

Как методист математики Раиса Матвеевна распространяла опыт перехода с 4-годичного начального обучения на 3-годичный не только в области, но и за её пределами.

Ей приходилось быть в коллективе председателем профкома и делать заказ в областной отдел образования на недостающих преподавателей. Например, в педучилище срочно требовался преподаватель физики. Целый учебный год ей самой приходилось вести этот предмет. Наконец, преподавателя прислали. Это был Виктор Иванович Галкин.

Раиса Матвеевна вспоминает, как их, трёх классных руководителей в начале учебного года послали вместе со студентами в колхоз. Одетые в телогрейки, сапоги и платки вместе с девчонками они таскали на машины торфяные корзины с картошкой. А Виктор Иванович, одетый в костюм, шляпу и блестящие сапоги только руководил своими студентами, держа в руках тросточку. И при этом его группа умудрялась быть первой. «Помню, как нас тогда это злило», — смеётся Раиса Матвеевна. Но пройдёт ещё немного времени, и два педагога создадут семью, в которой родится сын, преподаватель физики педучилища Вячеслав Викторович Галкин.

В своих воспоминаниях глава семьи Виктор Иванович написал: «За 45 лет совместной жизни мы никогда не повышали голос друг на друга. Всё решали согласованно. Наша семья отдала педучилищу 120 лет жизни. Мы были учителями будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. Мы трудились по призванию с полной отдачей сил. И всегда рады узнать, что многие наши выпускники переросли своих учителей».

Галина Фомичёва