Борис Михайлович АроновБорис Михайлович Аронов. В Покрове и в нашем районе он популярен как доктор высокой квалификации. На ультразвуковую диагностику к нему нередко приезжают больные с такими видами заболеваний, которые действительно сложно диагностировать.

Но многие знают Бориса Михайловича как поэта и прозаика, внимательно следят за его творчеством и с интересом читают новые рассказы и новые стихи. Именно в качестве литератора Борис Михайлович побывал в нашей студии. Беседовала с ним редактор «ТВ Покров» Наталья Гусева.

Корр.: Как Вам сегодня пишется,  Борис Михайлович? Какие темы для творчества Вы выбираете? Появилась возможность издать очередную книгу?

Аронов: Темы остались прежними, ведь поэзия в каком-то смысле – отражение души. Конечно, с течением времени стихи могут стать более совершенными, могут затрагивать новые темы, но их направленность остаётся прежней.  Безусловно, к своим стихам относишься очень критично, переделываешь их помногу раз, поэтому они очень дороги, как любая вещь, над которой долгое время работаешь.

Последняя книга моих  стихов вышла достаточно давно. Потом вышли две книги прозы. С тех пор написано довольно большое количество стихов, которые ещё нигде не публиковались за редким исключением. И сегодня я несколько стихотворений прочту.

Уходит день,

Порою моросит.

Осенний сад

Теряет облаченье.

И почему-то

Хочется просить

У всех прощенья.

И всё короче

Башенка свечи,

И света круг

Становится всё уже.

И тихо-тихо

Музыка звучит

Неясно где —

Внутри или снаружи.

*     *     *

Давай сегодня

Говорить о пустяках,

Давай по улицам

Бродить без цели.

Так, вдохни июль

И позабудь про бег

Минут.

Пусть наши души

Хоть чуть-чуть

Передохнут.

*      *     *

Станция.

Жёлтые клёны.

Пусто и дымно.

Поезд,

Слова у вагона:

«Ты не звони мне».

Небо остыло

И стало выцветшим ситцем.

Тянутся

Стая за стаей

В Африку птицы.

Ветер,

Скользящий по коже.

Дальние дали.

Лето догнать ещё можно,

Счастье

Едва ли.

Корр.: Борис Михайлович, Вы говорили как-то, что последние строки чаще приходят первыми и дают импульс всему стихотворению.
Аронов:
Да, это манера письма, индивидуальная особенность. У меня именно так получается: сначала приходит последняя строчка или несколько строчек, а затем стихотворение выстраивается вверх. Но дело даже не в этом. Мне кажется, что в стихах, как и в прозе, нужен парадокс. Нужно найти что-то нестандартное, иначе ни стихотворение, ни рассказ звучать не будут. Процесс творчества, на мой взгляд, и предполагает поиск этого парадокса.

*     *     *

Мы жили весло,

Сполна, не зная лени.

Но вот уже и седина,

И боль в колене.

Осенней клумбы под окном

Узор ковровый,

Ужель не вспомнят нас потом,

Хотя бы словом?

Полны озёра синевой,

Желтеет поле.

А ты смеёшься,

Нам с тобой

Не всё равно ли.

А в поднебесье журавли

Кричат призывно.

Они спешат на край земли,

Почуяв зиму.

*     *     *

Аронов: В поэзии я работаю в жанре миниатюры. Чем меньше стихотворение по объёму, тем сложнее его написать. Тут каждое слово имеет значение, и переделывать приходится много раз. Иногда на четверостишие уходит неделя или две. Если стихотворение не окончено, оно вызывает ощущение неоконченного дела, которое хочется завершить. При этом в таком деле как стихосложение неуместна спешка. Бывает, что стихотворение уже опубликовано, оно даже вошло в сборник, но, перечитывая его, понимаешь, что мог бы сделать его лучше.

Похожая ситуация с готовым рассказом.

Корр.: Вы сам себе судья, или есть кто-то ещё, чьим мнением Вы дорожите?

Аронов: Я очень люблю, когда Александра Андреевна Бабанская читает мои рассказы. Она очень хорошо чувствует слово, и её мнением я очень дорожу.

Рассказ не будет рассказом, пока, повторяю, там нет парадокса, то есть, необходим необычный сюжетный поворот. Это применительно к стихам и к прозе. Написанное должно задевать читателя, не оставить его безразличным. Это касается и автора: пока вас ситуация, о которой вы пишете, глубоко не задела, ничего не получится.

Корр.: Ваши герои в прозе, кто они? Есть ли среди них реальные люди, прототипы героев рассказов? Или это персонажи, рождённые фантазией автора?

Аронов: Скажу так: есть те и другие. Одни рассказы являются полнейшим вымыслом, ведь придумать сюжетную линию несложно. Главное, чтобы найдено было то самое зерно, ради которого стоит затевать повествование. Есть и реальные истории. В последней книге прозы у меня есть рассказ под названием «Ёжик». Речь идёт о мальчике, который готовил себя к службе в  спецназе, изучал единоборства. И вот он идёт по улице, видит мяч, пинает его, а это оказывается ёжик. Потом он разговаривает со своей мамой, которая говорит ему о том, что прежде, чем кого-то защищать, сначала нужно научиться любить. Это реальная история, мне её рассказали, я её просто описал как беллетрист.

Корр.: Борис Михайлович, сфера Вашей     деятельности связана с большим количеством людей. Вы заряжаетесь от такого общения, или наоборот, устаёте?

Аронов: Нет, не устаю. Но пишется лучше в тишине. Сфера моей работы действительно связана со  многими людьми. Люди интересны сами по себе. Правда, характер работы привносит в творчество не очень весёлые нотки в рассказы и даже в стихи. Работу врача нельзя назвать весёлой.  Рассказы о врачах и пациентах, которые у меня есть, они также невесёлые. То, чем занимаешься, безусловно, накладывает отпечаток на восприятие жизни и каждой конкретной ситуации.

Корр.: Почитайте ещё, пожалуйста.

*      *      *

Апрель.

Очерчен контур крон

Зелёными штрихами.

Конверт,

Чуть слышно пахнет он

Знакомыми духами.

Скамейка, озеро, верба,

Над дрожью отраженье.

Какая мука ждать тебя,

Какое

Наслажденье.

*       *      *

Небо синее, чистое,

А под утро дождик лил.

Мне июнь в одежде ситцевой

Счастье долгое сулил.

Говорил: умей надеяться,

Всё придёт наверняка,

Обещал: июль оденется

В разноцветные шелка.

Электрички крик нерадостный,

Слово горькое: прости.

Вот уже и бархат августа

Весь повытерся почти.

Размышленья в час предутренний

И короткий выдох: зря.

На дворе лежит лоскутное

Одеяло сентября.

*       *      *

Раздумья,

Комната пустая,

Сквозняк,

Колеблющий свечу.

Как жаль, что редко совпадают

Понятья должен и хочу.

Корр.: Интересна тема поэтической музыкальности. Есть стихи, которые хорошо ложатся на музыку. Ваши тексты имеют такое свойство?

Аронов: Я никогда не мечтал о том, чтобы мои стихи были положены на музыку. Это получилось случайно. Когда у меня вышла третья книжка стихов, мой издатель, Николай Лалакин, устроил презентацию в областной библиотеке. Есть во Владимире композитор по фамилии Зубовский. Оказалось, что он написал музыку на мои стихи. На мой взгляд, стихотворение, которое он для этого выбрал, было неудачным. К счастью, он не очень громко пел, и значительная часть аудитории стихов не слышала. Ну, и местные барды что-то писали на мои стихи. Потом, в издательстве, где мои книжки издаются, есть молодой человек, бард, он писал кое-что на мои опубликованные стихи. Я люблю пение под гитару, и мне было приятно, мне нравится бардовская песня. Это моя юность, моя молодость. Но сказать, что это подвигло меня на то, чтобы писать стихи, не могу.

Корр.: Сегодня вы читали новые, ещё не изданные стихи. Хочется пожелать, чтобы они увидели свет в новом сборнике. К сожалению,  издаваться сегодня не так просто?

Аронов: Да. Вот сейчас готова к изданию новая книжка прозы, там 36 рассказов. Частично они публиковались в городской газете. И в портфеле редакции лежит примерно рассказов десять. Есть финансовая проблема, которая мешает выпустить книгу. Будем надеяться, что она как-то разрешится. Мне бы хотелось выпустить именно книжку прозы. Прозой я занимаюсь недавно, никогда не собирался этим заниматься. Первым моим опытом было описание того, как мы поднимались на гору Моисея в Египте. Неожиданно получился большой очерк. После его публикации мне был сделан комплимент и выражено предположение, что у меня будет хорошо получаться проза. Я решил попробовать. И вот уже две книжки вышли, готова к изданию третья книга рассказов.

Учась в институте, я написал пару рассказов, которые были опубликованы в студенческой многотиражке. Но тогда значение этому не придал. А вообще остановить творческий процесс нельзя. Можно взять долгую паузу, когда не пишется. Для человека, который не является профессиональным литератором, это не трагическая ситуация. Чехов отмечал, что железнодорожный кондуктор, который пишет стихи, живёт гораздо лучше, чем поэт, который не служит в кондукторах.  Пауза потом закончится, возникнет какая-то яркая мысль, впечатление, и всё получится само собой. Вдохновение, с которым написаны стихи и проза, чувствуется сразу.

Касаясь основной работы, хочу сказать, что там надо постоянно заниматься самообразованием, изучать теорию. Это занимает немало времени. И возникает проблема наличия свободных минут для творчества, чтобы подумать, написать, перечитать.

Корр.: И в завершении еще немного поэзии?

Аронов: Пожалуй.

Вечерней порой ли,

В дневные часы

В начале кленовой аллеи

Меня караулят бездомные псы,

С детства бездомных жалею.

Подходят,

И каждый виляет хвостом,

Известна собачья повадка,

А я достаю из портфеля батон

И тут же делю без остатка.

Откуда-то стриженой пахнет травой,

Машин долетает шуршанье.

А я напоследок поглажу того,

Того почешу за ушами.

Их больше становится

День ото дня,

А жизнь непроста и бесстрастна.

Достанет ли хлеба на всех у меня

И хватит ли ласки.

 

Корр.: Спасибо, Борис Михайлович, за эту беседу, за интересный разговор, за Ваши замечательные стихи. Думаю, почитатели Вашего таланта будут рады увидеть их на газетной полосе.

Газетную версию подготовила Галина Фомичёва