С 1 января 2006 г. вступает в силу новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Одно из основных его отличий от ныне действующего закона — четкое определение возможных типов муниципальных образований. Законом закреплено, какие вопросы местного значения будут решаться каждым из них.
Согласно Закону муниципальным образованием могут быть:
— городское или сельское поселение;
— муниципальный район;
— городской округ;
— внутригородская территория города федерального значения.
В чем же различие между ними? Закон дает определение каждому:
Городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией, в которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В зависимости от того, какой статус имеет поселение, оно будет решать различный объем вопросов местного значения (различия в полномочиях выделены жирным шрифтом):
Городской округ | Городской поселение | |
---|---|---|
Финансовые вопросы | Формирование, утверждение, исполнение бюджета, контроль за его исполнением; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. | Формирование, утверждение, исполнение бюджета, контроль за его исполнением; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. |
Муниципальная собственность | Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. | Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. |
Образование | Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального, среднего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного дошкольного образования, организация отдыха детей в каникулярное время. | Нет полномочий. |
Здравоохранение | Организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. | Нет полномочий. |
Охрана общественного порядка | Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; Организация библиотечного обслуживания населения; Создание условий для организации зрелищных мероприятий. | Нет полномочий. |
Культура | Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; Организация библиотечного обслуживания населения; Создание условий для организации зрелищных мероприятий. | Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; Организация библиотечного обслуживания населения. |
Социальная поддержка | Опека и попечительство. | Оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом. |
Жилищно-коммунальное хозяйство | Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; Создание условий для жилищного строительства; Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения; Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением дорог федерального и регионального значения; Организация благоустройства и озеленения; Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. | Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; Создание условий для жилищного строительства; Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения; Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением дорог федерального и регионального значения; Организация благоустройства и озеленения; Организация сбора и вывоза бытовых отходов. |
Землепользование | Осуществление земельного контроля за использованием земель; Планирование застройки, территориальное зонирование земель; Установление правил землепользования и застройки; Ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации. | Осуществление земельного контроля за использованием земель; Планирование застройки, территориальное зонирование земель; Установление правил землепользования и застройки. |
Охрана окружающей среды | Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; Организация и осуществление экологического контроля. | Нет полномочий. |
Статус каждого конкретного поселения нашей области должен быть установлен законом Владимирской области до 1 января 2005 г.
Покров имеет необходимую для исполнения полномочий городского округа инфраструктуру, исторически сложилось, что в нашем городе большая часть этих вопросов решалась. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» все это должно быть учтено при определении статуса города. Покровский городской Совет народных депутатов обратился в Законодательное Собрание Владимирской области с законодательной инициативой о наделении муниципального образования «Город Покров» статусом «городской округ». Но немаловажное значение при этом имеет и мнение населения. Поэтому, приглашаем Вас высказать свое мнение, каким Вы видите Покров в ближайшем будущем. Будет ли это поселение, где практически единственный вопрос, решаемый здесь, на месте — коммунальное хозяйство, остальные будут переданы в муниципальный район. Или это будет городской округ, где решаются все вопросы местной, городской жизни — и коммунальное хозяйство, и образование, и культура, и здравоохранение и другие вопросы, с которыми мы с Вами сталкиваемся в повседневной жизни.
Пресс-служба администрации города.
Уважаемые жители города Покрова!
Позвольте нам, бывшим депутатам Покровского городского Совета, высказать свое мнение по отнесению территории города Покрова к типу муниципального образования согласно новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вопрос этот серьезный и многим жителям города не хочется в него вникать. Но вникнуть нужно в ближайшее время, иначе будет поздно: кто не успел, тот опоздал.
Все знают, что незнание Закона не освобождает человека от ответственности при его нарушении.
Хочется напомнить еще один ляпсус, допущенный Покровчанами в 1998 году, когда проводился референдум при приеме Устава города. Референдум благополучно провалили и устав города для придания статуса муниципального образования городу принимали депутаты.
Итак, что нужно Покровчанам? В вышеопубликованной статье вроде все ясно, если ее хорошо прочесть, и прочесть вдумчиво.
В новой редакции закона четко указано, что денежки будут выделяться под полномочия. Если нет полномочий, то на эти цели и деньги выделяться не будут.
Итак, у нас с Вами есть в основном два пути: это поселение или городской округ.
Если у нас будет поселение, то городской бюджет не получит денежные средства на учреждения образования (это школы, детские сады, детская школа искусств, центр творческого развития образования и досуга). И естественно, это не будет полномочием городских властей.
Точно также не будут городские власти заботиться и о здравоохранении в городе, то есть забота о больнице, поликлинике, скорой помощи будет не в компетенции городских властей, так как денежные средства на их содержании будут не в бюджете города, а в бюджете района.
Также уйдут из городского ведения и многие другие вопросы. Но мы рассмотрели здесь только два, с которыми сталкивается каждый житель города: это образование и здравоохранение. Если кто подумает, что это новогодние сказки, то глубоко ошибется.
То есть отнесение города Покрова к поселению — это большой шаг назад, полномочия у города в этом случае будут такими же как у любого сельского поселения. Потому что закон не отделяет сельское поселение от городского.
Так что думайте, уважаемые жители. Или город решает свои вопросы сам, что он и делал 225 лет, или он сделает шаг назад, но этот шаг будет непоправимый.
А.В. Березкин, В.А. Замятина.