Достаточно актуальным остаётся вопрос о принятии граждан на учёт, в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Каков же порядок осуществления органами местного самоуправления данной функции? Какие документы необходимо предоставить гражданину в орган местного самоуправления?
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 г., жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются исключительно малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
При этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом Владимирской области, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен Законом Владимирской области от 08.06.2005 №77-ОЗ (далее — Закон области №77-ОЗ).
Признание гражданина малоимущим в целях постановки на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее — жилищный учёт) осуществляется в заявительном порядке, путем подачи гражданином заявления в администрацию муниципального образования по месту своего жительства. Наряду с заявлением о признании малоимущим должны быть предоставлены следующие документы (часть 2 статьи 5 Закона области №77-ОЗ):
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
б) документы о составе семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения и др.);
в) копии налоговых деклараций о доходах за расчётный период, заверенных налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы гражданина и всех членов семьи;
г) документы, подтверждающие право собственности гражданина и членов его семьи на движимое и недвижимое имущество, подлежащее налогообложению;
д) копии документов из налоговых и иных органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества.
Заявление регистрируется органом местного самоуправления, а заявителю выдаётся расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения.
Решение о признании или отказе в признании граждан малоимущими, принимается органом местного самоуправления в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления и предоставления всех необходимых документов.
Основанием для отказа в принятии заявления о признании малоимущим и отказа в признании малоимущим является предоставление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений. Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством.
После принятия органом местного самоуправления решения о признании гражданина малоимущим необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на жилищный учёт. Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Во Владимирской области данный порядок установлен Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» (далее — Закон № 49-ОЗ).
К заявлению граждан о принятии на учёт в обязательном порядке прилагаются следующие документы:
— документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
— решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим;
— документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
— выписка из домовой книги (поквартирной карточки) или похозяйственной книги;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);
— выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
— справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;
— документы, подтверждающие отношение гражданина к иной определённой федеральным законом или законом Владимирской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Не представление вышеуказанных документов в полном объёме, является основанием для отказа в принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, лицом, принимающим документы, выдаётся расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения.
Заявление гражданина о принятии на жилищный учёт в течение 30-ти дней с момента поступления подлежит рассмотрению на заседании жилищной комиссии администрации соответствующего муниципального образования, решение которой утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.
В силу требований пункта 21 Закона области № 49-ОЗ органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях проверки обоснованности нахождения гражданина на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом гражданин, в случае, если у него за истекший период не произошло изменений ранее представленных сведений, должен написать расписку, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
В случае, если в составе сведений, влияющих на право гражданина состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, произошли изменения, гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения.
Решение об отказе в принятии на жилищный учёт может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
М. Н. Власова,
помощник прокурора района,
юрист 2 класса