Сразу за неделей масленичного веселия начинался Великий пост — семинедельный период строгости, святости, воздержания. Не зря появились поговорки: «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост». «Через семь недель будет светлый день». Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (Масленицы) и продолжается семь недель, вплоть до праздника Пасхи. Условно он делится на две части: святую четырёхдесятницу и страстную седмицу. Первая из них установлена в память о событиях Ветхого и Нового завета. Это и сорокалетнее блуждание народа Израилева по пустыне, и сорокадневный пост Моисея перед получением заповедей от Бога на горе Синай, и сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне. Вторая часть Великого поста, которая непосредственно предшествует Пасхе, установлена в память о страданиях Христа, именуемых «страстями господними». Слова выдающегося византийского писателя-богослова и оратора Иоанна Златоуста (350-407 гг.) раскрывают суть христианского поста: «Ошибается тот, кто считает, что пост — лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключённых в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, краток, добр, тих, долготерпелив, чтобы Бог принял и пост твой — и в изобилии даровал плоды покаяния». Православная Церковь поддерживает значение духовного воздержания, а не просто воздержания от той или иной пищи. Пост не должен быть безотрадной голодовкой или оздоровительной диетой (безусловно, полезной для здоровья). Всестороннее воздержание от житейских удовольствий, сексуальных отношений, сквернословия, гнева — всё это должно создавать особое эмоциональное состояние, способствующее очищению и обновлению души человека, вызывать у него стремление к покаянию. Хочется напомнить: если вы приняли решение соблюдать пост, то нельзя этим гордиться и подчеркивать тяжесть своего положения. И не следует осуждать тех, кто не постится. С понедельника Великого поста наступали дни воздержания. Те же самые люди, которые «безмерным питанием и ядением» во время Масленницы навлекли на себя гнев Церкви, Великим постом питались одним кусочком хлеба с солью да водой весь день. Все сидели по домам. Засыпали рано, уличная жизнь затихала с 6-7 часов вечера. Только в субботу и воскресенье несколько оживлялась тогдашняя общественная жизнь — ходили в гости друг к другу только близкие родственники. Лакомства предназначались только для детей. Посылки со сластями пересылали из дома в дом все родные, и, наверное, эта сладкая радость значительно облегчала детворе тяготы Великого поста. От младших требовались почти такие же подвиги воздержания, как и от взрослых. Обряд бракосочетания в пост не проводился (кстати, и в наши дни — тоже). Зачатие ребёнка в пост считалось грехом, который мог откладывать печальный отпечаток на будущее ребёнка. Пищевые предписания Великого поста установились ещё в XIV в. Великопостный устав предписывал употреблять растительные масла по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти наиболее почитаемых святых. Рыба и рыбные продукты разрешались только в праздники Благовещения и Вербное воскресенье. Полное воздержание от пищи (строжайший пост) фактически требуется для трёх дней Великого Поста: в понедельник и вторник первой недели и в Великую пятницу на Страстной неделе. В остальные дни полагалось есть хлеб и овощи, в том числе варёные, один раз в день — вечером. По субботам и воскресеньям дозволена растительная пища с постным маслом, а также вино. Позднее правила поста стали менее строгими.

К понятию «скоромная пища» относятся мясо и мясные продукты, молоко и продукты из него, животные жиры, яйца, а также содержащие их изделия (например, кондитерские — с включением молока и яиц). К постной пище — зерновые (хлеб, крупа и т. д.), бобовые, овощи, ягоды, фрукты, грибы, орехи, пряности, мёд, растительные масла, рыба. Употребление в пищу скоромных продуктов во время поста и означает оскоромиться. Заговеньем называют последний накануне многодневного поста день, разговеньем — переход от постной жизни к скоромной. Соблюдать пост — вовсе не означает морить себя голодом. Даже без рыбы пища из растительных продуктов при достаточном их количестве даёт чувство сытости; поэтому в народе говорили: » В год хлебородный пост не голодный». А те, кого не смущал запрет на скоромную пищу, шутили: «Пост — не мост, объехать можно». Вообще-то, при всей строгости Великого Поста в нём достаточно терпимости к потребностям людским: и духовным, и физическим. Однако, следует помнить, что пост полностью исключает спиртное.

Православный календарь