— Скажи, старик, а сколько хлебу лет?
Кто изобрёл буханку, каравай? 
И он прошамкал мне в ответ,
Что хлебу много-много лет.
Историкам доподлинно известно,
Что колесу всего каких-то 5 тысяч лет.
А хлеб гораздо раньше появился.
— Как думаешь? Ай, нет?

Злаки. На земле их очень много – более тысячи видов и родов. Но наиболее распространённое хозяйственное назначение получили рожь, пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, сорго, сахарный тростник. Представьте древность. Злак (зерно), камень – плита, растёртое зерно, вода, огонь. И вот он, про-, про-, про-, про, прадедушка нашего каравая, буханки. Со временем люди наделили его ласковым именем – хлебушко, хлебец, хлеб – всему голова. И высшее звание этому творению – хлеб — это жизнь.
Рожь, пшеница, рис, другие злаки разные, они, как утверждают учёные, суть разных цивилизаций. Истина это, или философское широкое суждение, нам трудно сказать. Мы знаем только одно. В глубокой древности веков и тысячелетий на  южных, тёплых территориях нашей планеты (например, нынешние Греция, Египет, Италия) уже сеяли хлебные злаки. А на северных широтах, холодных и зимнестойких, куда смело можно отнести нашу Русь, ни о каком землепашестве, земледелии и хлеборобстве и речи не могло быть. Люди жили охотой и одевались в звериные шкуры. Но не зря говорят, что хлеб – это жизнь. А жизнь не стоит на месте. Она завоёвывает всё новые пространства. Хлеб, проникая в северные широты, формирует  не   только цивилизации, но и облик новых людей.
В беседе со мной работницы Покровского хлебозавода Р. И. Сергеева и Т. И. Андреева рассказали много интересного о хлебе. Они согласны с  гипотезой учёных о хлебе, его происхождении и роли в развитии разных цивилизаций. Посмотрите, сказали они, на хлеб покровский, владимирский, вязниковский, московский, да и египетский тоже. Мы не найдём на земле двух абсолютно одинаковых людей. Мы также не найдём из всего множества двух абсолютно одинаковых хлебов.
Но кажется мне, что хлеб не только категория материальная, Она, скорее, морально-нравственная, социально-этническая. Отношение человека к хлебу говорит само за себя. Взгляните вокруг и рядом с мусорными баками. Бедный, ты, бедненький хлебушко наш, наш кормилец, ведь ты всему голова. Кто же с тобой так поступил? Ужель это homo sapiens, т.е. человек разумный?
Не верю. Люди, человек бережно относятся к жизни. А то, не ровен час, стихия, неурожай, голод и — жизнь под угрозой.

В. Савин, г. Покров