Настоятель Свято-Покровского храма священник Леонид Беспалов

Настоятель Свято-Покровского храма священник Леонид Беспалов

Эта весна для настоятеля Свято-Покровского храма священника Леонида Беспалова дважды юбилейная. 29 апреля он отметил 55-летие. А на Крестопоклонной неделе Великого поста исполнилось 20 лет его священнического служения.

Восемь лет назад указом правящего архиерея — владыки Евлогия о. Леонид был назначен для службы в Свято-Покровском храме г. Покров. Переступив церковный порог, он воскликнул: «Какой красивый храм!» Это были первые слова, которые он произнёс вслух, ни к кому не обращаясь.

Появление на приходе нового священника всегда вызывает интерес к его личности: откуда приехал, давно ли служит, есть ли семья, дети и т. д.

Тёмноволосый священник, прибывший из г. Махачкалы, сразу был причислен если не к чеченцам, то к кавказцам. Было и неприятие, и домыслы, и даже единичный исход в другой храм. Но время сделало своё дело: своим чередом шло богослужение, выполнялись строительные и хозяйственные работы, так что всё встало на свои места, и пересуды улеглись.

Юбилейные даты, которые отметил протоиерей Леонид Беспалов, стали поводом для того, чтобы рассказать о нём в нашей рубрике «Простые истории».

* * *

Леонид Михайлович Беспалов родился 29 апреля 1957 года в г. Махачкале — столице республики Дагестан в семье митрофорного протоиерея Михаила Беспалова. Его мама Валентина Георгиевна была детским врачом и удивительным человеком. Работая после распределения сельским врачом в Тамбовской области, она в буквальном смысле «сгорала» на работе. И в ночь, и в стужу, и в метель, и в дождь выезжала на вызов к больному. После одного из таких вызовов сильно простудилась, получила осложнение и, практически, стала инвалидом. «Но никогда не слышно было от неё ни одного слова ропота, недовольства, плача о своих телесных немощах, — говорит отец Леонид. — Смиренно и терпеливо она несла свой земной крест, воспитывая троих детей».

Как эта семья из России попала на Кавказ — история особая. И здесь на первый план выходит фигура деда — Георгия Степановича Ивонинского, проживавшего в 30-е годы вместе с супругой Анной Григорьевной Угрюмовой (в девичестве) в Кировской области. В свою очередь их родители были депортированы сюда из Польши за участие в восстании Тадеуша Костюшко (1794г.), проходившего на территории Речи Посполитой.

Несмотря на свои польские корни, Георгий Степанович и Анна Григорьевна были православными, глубоко верующими, людьми. Но эти корни проявлялись и в их внешнем виде. Дед носил шляпу, и бабушка в деревне ходила в шляпке с вуалью.

«У меня была мечта побывать на родине деда и бабушки в деревнях Подосиновец и Заозерица, — признаётся о. Леонид. — И два года назад она исполнилась. С большим трудом я добрался туда, в российскую глубинку, где ещё была жива сестра бабушки Антонина Григорьевна. Я соборовал её, причастил, освятил дом и познакомился с родными. Интересно, что соседи, живущие напротив, помнят бабушку и дедушку».

На Кавказ Георгий Степанович уехал, а точнее вынужден был бежать, в 30-е годы, когда началась коллективизация, и у него потребовали отдать в колхоз единственную лошадь. Но настоящей причиной побега стало то, что сосед, ехавший в лес прятать зерно, встретил продотряд и назвался именем Георгия Ивонинского. А утром пришли за дедом. Бежав из кутузки, он отправился на Кавказ, уехал в горы и здесь строил дома местным жителям, а позже работал десятником на строительстве канала им. Октябрьской революции, который берёт начало из р. Сулак и питает водой всю республику. Через год перевёз сюда жену и дочь. Имея за спиной четыре класса церковно-приходской школы, окончил бухгалтерские курсы, долгое время трудился в горных селениях бухгалтером и ревизором. Трудовую деятельность Георгий Степанович закончил бухгалтером стадиона «Труд» в г. Махачкале. Его дочь Валентина, учась в средней школе в селении, ходила на уроки национального языка и в конце обучения свободно владела разговорным даргинским и лакским языками. После школы, которую Валентина Георгиевна окончила с золотой медалью, она поступила в Дагестанский медицинский институт и окончила его с отличием. Став врачом, вышла замуж за местного священника Михаила Беспалова, который служил в Махачкале.

Отец Михаил также родился далеко от этих мест — в дер. Сыропятки, Омской области. Происходил он из крестьянской семьи. В юношестве мечтал поступить в семинарию, но поблизости такого учебного заведения не оказалось, и ехать пришлось в Ставрополь. Служить ему довелось на приходах Ставропольского края, Дагестана, Чечни и Азербайджана. А встреча с будущей супругой произошла в Махачкале. В молодой семье родились два сына — Леонид и Иван, а позже дочь Мария.

* * *

«Моё детство было самым обычным, как у всех других детей, — вспоминает о. Леонид. — Учился в школе № 33 им. Героев космоса. Город Махачкала расположен на берегу Каспийского моря, и море занимало в нашей жизни одно из главных мест. Мы плавали как рыбы, катались на водных лыжах, гоняли на моторной лодке. И очень любили рыбачить с дедом». Георгий Степанович ловил рыбу сетью, хотя это было запрещено. Но его улов был рассчитан только на семью и на братию Соловецкого монастыря, куда он постоянно посылал солёную каспийскую севрюгу, белугу, осетра, говоря при этом: «Пусть братия на праздник порадуется». Вскоре после смерти деда из монастыря пришло письмо от игумена, в котором он сообщал, что в монастыре раб Божий Георгий включён в синодик монастыря на вечное поминание.

Но случилось это позже, а пока росли внуки, он учил их всему, и прежде всего, умению хозяйствовать, держать в руках лопату, топор и рубанок, работать на огороде. Небольшой огород, разбитый на местной каменистой почве, обеспечивал семью помидорами, огурцами, луком и зеленью. Рядом с домом росли плодовые деревья: черешня, персик, абрикос, кусты малины и смородины. Надо было всё успевать — и в школе, и дома, а также выкроить время для своих увлечений футболом, ручным мячом, боксом и картингом. Дед приносил со стадиона списанные мячи, боксёрские перчатки, шипованные кроссовки. В то время это было настоящей роскошью, ведь в магазине такое не продавалось.

«В старших классах школы я мечтал поступить в лётное училище, — вспоминает о. Леонид. — Но не прошёл медицинскую комиссию по зрению. Была другая детская мечта — очень хотелось работать на заводе по сборке велосипедов, но такого предприятия рядом не оказалось».

Эти мечты определяла тяга к занятию техникой. Как-то, ещё школьниками, вместе с другом, нашли у дедушки на чердаке два старых мотора. Ребята сумели собрать из них один, рабочий, и приладить его на велосипед. Радости их не было предела.

Окончив школу, Леонид Беспалов поступил в Дагестанский политехнический институт на механический факультет и окончил его с красным дипломом, что давало ему право выбрать место работы. И этим местом стал старейший в г. Махачкале машиностроительный завод им. Магомеда Гаджиева, где выпускались судовые рулевые машины. Начинал работать мастером на сборочном участке.

Через полгода на его имя пришла повестка из военкомата, и вслед за этим началась срочная служба в пос. Розенгартовка, Хабаровского края. Войсковая часть располагалась на берегу реки Уссури, на другом берегу — Китай. От командования в конце службы было предложение вступить в ряды КПСС и остаться в армии. Но он это предложение не принял. Вернулся в Махачкалу и стал работать мастером радиоучастка «Комар» машиностроительного завода «Авиаагрегат», где выпускались радиомаяки для обнаружения потерпевших аварию военных лётчиков. Это была, в основном, военная продукция, идущая на экспорт, которая проходила строгий контроль, в т.ч. и представителя военного заказчика. Начальник участка Усман Курахмаев учил молодого мастера работать с людьми и быть коммуникабельным.

Получив первую зарплату, наш герой женился. Девушку звали Марина. Они познакомились семь лет назад, ещё студентами, когда автобусом ездили на занятия в соседний город Каспийск: он на механический факультет, она в медицинское училище. 5 сентября 1981 г. состоялось бракосочетание. Затем в молодой семье родились дочь Анна и сын Николай.

* * *

Любой семье нужен кормилец, и эта роль отводится мужчине. Поэтому молодой инженер Леонид Беспалов по совету своей тёщи Нины Дмитриевны Клищинниковой, принял решение изменить место работы в интересах профессионального роста. Он поступил на службу в отдел исправительно-трудовых учреждений МВД Дагестана, где за 20 лет прошёл путь от инженера отделения до главного инженера Управления. В его обязанности входило решение вопросов по организации работы осужденных и их максимальной занятости, он нёс ответственность за транспорт, оборудование, охрану труда и технику безопасности, энерговооружённость учреждений.

«В то время промышленность Дагестана был ориентирована на обеспечение потребностей военно-промышленного комплекса, поэтому недостатка в заказах не было», — вспоминает отец Леонид.

Три следственных изолятора, колония-поселение, три колонии общего режима располагали огромным парком станков и представляли собой большой разнопрофильный завод, где выпускалась самая различная продукция, проходившая строгий технический контроль. Здесь работали участки швейный, металлообработки, овощной тары, товаров народного потребления.

Среди осужденных было немало прекрасных специалистов с высшим техническим образованием. Но при этом их труд был подневольным, и контингент жил по своим законам, где никому не прощалась слабость характера в том числе инженерно-техническим работникам сотрудников управления. Поэтому в своих требованиях приходилось быть не только строгим, но и последовательным.

В 90-е годы ВПК Дагестана «рухнул», многие заводы, от которых в колонии поступали заказы, развалились. Предвидя не самые лучшие перемены в жизни семьи, матушка Марина обратилась к благочинному приходов Дагестана, и отец Николай Стенечкин подсказал единственно верный путь — идти в храм и начинать «с нуля». «Я пошёл в храм на клирос чтецом, затем служил алтарником, а через какое-то время мне было предложено рукоположение, — говорит отец Леонид. — Открывались новые приходы, а священников для них не хватало».

Быть или не быть — встал перед ним такой вопрос. И перед тем, как принять решение, его отец, протоиерей Михаил предложил ехать в Грозный. Когда-то давно, в пору его служения в этом городе, он обрёл духовную мать, схимонахиню Серафиму (в миру Васса). Перед каждым своим серьёзным шагом он обращался к ней за советом и поступал так, как она говорила. Шёл 1992 года, начиналась первая чеченская война, но поезда ещё ходили. Они прибыли на место глубокой ночью. Отец Михаил попросил келейницу Архелаю сказать матушке Серафиме о цели их приезда. Схимонахиня разрешила им войти. Шёл Великий пост. Гостям предложила перловую кашу, сваренную на воде. Матушка долго молчала, не говоря ни слова. «Лично я потерял счёт времени, — так долго длилось это молчание», — вспоминает отец Леонид. — Мы с отцом решили: если ответа не будет, переночуем и утром уедем домой. И вдруг схимонахиня складывает руки для благословения и, обращаясь ко мне, говорит: «Благослови, отче». После этого мы поехали на рукоположение в г. Ставрополь, в Соборный храм апостола Андрея Первозванного к владыке Гедеону, другу и сокурснику отца по семинарии».

* * *

Служба о. Леонида, в основном, проходила в Махачкале. Потом был первый самостоятельный приход в честь преподобного Серафима Саровского в г. Избербаше (1,5 года) потом — величественный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с прекрасной акустикой в г. Хасавюрте, на границе с Чеченской Республикой (1/2 года).

Межнациональная обстановка в Дагестане продолжала ухудшаться, и в 2003 году было принято решение о переезде в Россию. Видимо, в генотипе у моего собеседника была заложена тяга к белоствольным берёзам, озёрам и рекам средней полосы, которых ему не хватало на берегу Каспия, где лето было невыносимо жарким и душным, а зима ветреной и холодной. Всякий раз, когда по делам он отправлялся в Россию, её скромные пейзажи грели сердце и вызывали желание увидеть их ещё и ещё раз.

На первое время отец Леонид остановился у родственников в Москве, чтобы подыскать место для службы. Это оказалось делом непростым, и в Подмосковье такого места не нашлось. Отправив шесть писем с документами и прошением в шесть епархий, он отправился в Ставропольский край к другу отца иеромонаху Игнатию Гичко. Когда находился в отъезде, ему позвонили родственники из Москвы и сообщили о положительном ответе из Владимиро-Суздальской епархии. Это было в день рождения и тезоименитства отца Леонида 29 апреля. Он находился в этот момент в одном из сельских храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И назначение получил служить, а затем исполнять обязанности настоятеля в Свято-Покровский храм г. Покров.

Для любого человека очень важно попасть в свою среду. Отец Леонид считает, что именно в свою среду он пришёл и получил возможность делать то, что хотел больше всего — служить. Служить Богу и людям.

Однако, в круг забот настоятеля храма входит и разнообразная хозяйственная деятельность. Первое, что счёл нужным сделать новый священник, выложить вокруг храма дорожку из тротуарной плитки для совершения крестных ходов. И территория церковного двора сразу преобразилась, тем более, что приходские женщины украсили её горками, клумбами и цветами. Затем была выстроена новая трапезная и крещальня, заменён большой колокол звонницы и центральное паникадило в храме, обустроен и начал действовать вблизи Покрова святой источник.

Нельзя забывать, что Свято-Покровский храм является памятником архитектуры, и все вопросы по ремонту здания решаются непросто. Но решать их необходимо, и в дальнейших планах намечено поэтапно отремонтировать весь храм, включая звонницу, продолжить поновление росписей.

Есть то, что радует настоятеля особенно: при храме действует воскресная школа и создан детский хор. В городской тюрьме восстанавливается храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. А главное — в состав актива прихода входят люди, которые во всём поддерживают своего настоятеля, и он им за это очень благодарен.

Многое делается руками добровольных помощников из числа прихожан. Люди стали дорожить своими святынями, стали тянуться к Богу, к святоотеческой вере, и таким благим переменам можно только радоваться.

Только бы хождение в церковь не превратилось в моду. Поэтому так важны слова, которые звучат с амвона во время проповедей. Безусловно, священники располагают огромным и бесценным материалом, накопленным Церковью, но в слова, которые они произносят, нужно вложить и волнение своего сердца, и понятное любому мудрое наставление. «Это особенно важно для молодых, чтобы правильно ориентировать их в жизни, — соглашается отец Леонид и добавляет. — Пожалуй, не только для молодых. Мудрое слово нужно человеку в любом возрасте. А более мудрого слова, совета и наставления человек нигде, кроме храма, не найдёт».

Его сын Николай, врач по профессии, приезжая в Покров, помогает отцу. На службе он читает и поёт на клиросе. Кто знает, возможно, и перед ним в своё время встанет вопрос о рукоположении. Пути Господни неисповедимы.

Галина Фомичёва