Что такое дорога?

Чтобы это понять,

Надо просто дороге

Своё сердце отдать!

На фото: (слева направо) В. Блохин, А. Манохин, А. Герасименко, электромеханик А. Моор и машинист дрезины В. Климанцов.

На фото: (слева направо) В. Блохин, А. Манохин, А. Герасименко, электромеханик А. Моор и машинист дрезины В. Климанцов.

Каждое поколение становится обладателем тех благ, которые даёт технический прогресс. Например, дети, рождённые в послевоенные годы, с интересом наблюдали, как на смену паровозам стали приходить локомотивы на электротяге, а в жизнь пассажиров пригодного сообщения вошли электрички. Аркадий Спиридонович Олешкевич хорошо помнит это время,  поскольку сам принимал участие в электрификации железных дорог на перегонах Орша-Смоленск, Вологда-Данилов, Караганда-Моинта.

«Я не собирался работать на железной дороге, — признался он. –  Хватило того, что отец 18 лет был машинистом, и в коридоре постоянно висела  его мазутная спецовка. Но, видно, от судьбы не уйдёшь».

Семья жила в Брестской области, в дер. Новосёлки. Отсюда после окончания 8-го класса Аркадий Олешкевич уехал на учёбу в г. Ломоносов, Ленинградской области, где окончил производственно-техническое училище по специальности монтажник-верхолаз металлоконструкций. Во время учёбы было много практических занятий. Например, на строительстве Ленинградской атомной электростанции, где ребята впервые почувствовали ритм большой стройки.

«Именно на стройке мне и хотелось работать», — вспоминает мой собеседник. Поначалу так и было. После службы в армии, которая проходила в Витебской области в ракетных войсках, молодой монтажник стал работать на комсомольско-молодёжной стройке в г. Гродно. Здесь началось сооружение завода по выпуску химволокна. Но вскоре, а точнее, в 1979 году, судьба привела на работу в составе электромонтажного поезда № 701, организованного Минтяжстроем для  перевода железных дорог на электрическую тягу. Работа молодому и холостому монтажнику нравилась.  Было интересно переезжать с места на место, жизнь в вагончиках не казалась тягостной, тем более, что зарабатывали хорошо, а это всегда немаловажно. Но в Вологодской области он нашёл себе вторую половинку, и хочешь, не хочешь, пришлось менять разъездной образ жизни на оседлый.

«В 1982 году я перешёл на работу в электромонтажный поезд № 1 Московской железной дороги, — продолжает рассказ Аркадий Спиридонович. – Это подразделение было организовано Министерством путей сообщения для обслуживания контактной сети и действующих электроустановок. У меня к тому времени уже был 6-й разряд электромонтажника, поэтому назначили бригадиром. Мы принимали участие в реконструкции Курского, Казанского, Ярославского вокзалов, строили вторые пути, в том числе и в Петушках».

В этот период  МПС в г. Петушки строило жильё для своих сотрудников, и семья А. С. Олешкевича вошла в число новосёлов благоустроенной квартиры в районном центре. «Мы так и живём в этой квартире, — продолжает Аркадий Спиридонович. — Здесь дети выросли. Нравилось то, что детский сад рядом, где супруга работала, и школа недалеко. Дом рядом с центральной площадью. Это десять минут ходьбы до железнодорожной станции, где в паровозном депо находился мой цех ЭЧК-12. Так что грех жаловаться».

Он признался, что хорошо спит ночью, когда сквозь сон доносится шум железной дороги. Если же становится тихо, значит, жди тревожных звонков. Тогда приходится быстро собираться. В связи с аварийной ситуацией, дежурный по станции посадит на любой проходящий поезд, чтобы доставить, куда требуется.

Аркадий Спиридонович Олешкевич

Аркадий Спиридонович Олешкевич

В 1993 году была организована железнодорожная дистанция электроснабжения, к которой стали относиться сотрудники электромонтажного поезда. Аркадий Спиридонович продолжал работать мастером, затем начальником района. Участок обслуживания развёрнутой длины контактной подвески составляет 111,8 км. Сюда входят также линии продольной электросети и линии автоблокировки. У этой работы есть своя специфика, регулировку подвески приходится вести под напряжением и в ограниченное время: окна в движении поездов составляют час-полтора, не больше. Работа не только грязная, но и опасная, а требования к качеству предъявляются высокие. Сотрудники лаборатории проводят постоянные проверки и указывают на недоработки.

«Летом и зимой мы трудимся на улице, — добавляет Аркадий Спиридонович. — Погоде трудно нам угодить: жарко — плохо, холодно – плохо, а хуже всего, если ветер».

Сейчас дистанция энергоснабжения преобразована в сетевое подразделение «Трансэнерго» в составе ООО РЖД.

Мой вопрос о средней заработной плате контактников, как их называют в обиходе, привёл к рассуждению о современной организации труда. По мнению моего собеседника, она уступает той форме, которая применялась раньше. «Известно, что увеличить производительность помогает сдельная оплата труда, — говорит Аркадий Спиридонович. –  К сожалению, сегодня от этого ушли. Давно в прошлом Советы трудового коллектива, которые работу каждого оценивали с помощью коэффициента трудового участия (КТУ). И это работало. За счёт постоянного сокращения кадров производительность труда не поднимешь».

Безусловно, время порой меняется и чаще — не к лучшему. Хорошо, что это происходит по спирали, и хорошо забытое старое начинает внедряться в жизнь под маркой нововведения.

Аркадий Спиридонович показал мне небольшую подборку фотографий, которые рассказывают об истории цеха ЭЧК-12, который был организован в декабре 1958 года. Именно тогда состоялся пуск в эксплуатацию участка контактной сети  Орехово-Петушки. За полвека с лишним здесь произошло много изменений. Вспомним недавний 2012 год, когда закончилась реконструкция перегона Покров-Петушки, и на участке обслуживания ЭЧК-12 стало осуществляться движение высокоскоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка».

«В 2000-м году было принято решение демонтировать здание паровозного депо на ст. Петушки, построенное  в 18 веке. И мы перебазировались на ст. Усад, — продолжает рассказ А. С. Олешкевич. – Своими руками построили помещение цеха на территории тяговой подстанции. В будущем 2018 году нашему цеху исполнится 60 лет».

Почти 40 из них отдал работе на железной дороге А. С. Олешкевич. Получается, что она стала его судьбой, а он приобрёл статус потомственного железнодорожника. «У нас таких людей немало», — подчёркивает мой собеседник.

Мы поздравляем Аркадия Спиридоновича, коллектив цеха ЭЧК-12 и всех, кто трудится на железной дороге,  с профессиональным праздником – Днём железнодорожника. Всем здоровья, благополучия и удачи!

  Галина Фомичёва