Рождественский является последним многодневным постом в году. Он начинается 28 ноября — за 40 дней до Рождества Христова, которое ежегодно отмечается 7 января. Этот пост менее строгий, чем Великий и Успенский, во время поста не употребляют мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. В выходные и праздничные дни на трапезе разрешается рыба.
У многих людей пост ассоциируется, прежде всего, с соблюдением правил, связанных с умеренностью в принятии пищи. Но, всё же, главной составляющей Рождественского поста есть его нравственная сторона. Фактически телесный пост без духовного очищения является пустым и бесполезным занятием, так как душевная праздность в сравнении с несоблюдением поста является более тяжёлым грехом.
Цель Рождественского поста это подготовка духовного начала ко второму по значимости празднику после Пасхи. Молитвы и серьёзное размышление о пройденных днях жизни дарует глубокое прозрение по поводу истинных ценностей и сути бренного бытия. Если ещё живёт и здравствует в теле человека настоящая духовная жизнь, то с каждым годом душа всё больше познаёт таинство и смысл Рождества Христова, приближая людей к совершенно иному миру.
В дни Рождественского поста необходимо осуществлять больше полезных дел, быть доброжелательным и терпимым к окружающим, замечать в людях только позитивные качества. К тому же, нужно избавиться от всевозможной роскоши и капризов. Настоящий пост подразумевает под собой истинную безгрешность мыслей и поведения. Сдерживая себя в свершении плохих поступков, каждый человек одухотворяет свою душу, которая, в свою очередь, делает здоровым тело.
Соблюдая Рождественский пост, все люди вступают в великий праздник с чистой душой, телом и сердцем.
Важно помнить, что пост — прежде всего не диета, а духовная работа над всей своей сущностью. В пост следует ограничить себя в том, что вызывает яркие эмоции, например посещение увеселительных мест, просмотр сериалов, чтение праздной литературы, отношения с противоположным полом. Пост — это жертва, которую верующие приносят для очищения. Степень ограничения себя зависит от личного решения — здесь нет критериев, лишь внутренний уровень духовных усилий.
Митрополит Антоний Сурожский призывает нас: «Вступим в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесёмся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземлённости, которая мешает нам воспарить к Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своего Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не «право» наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно».
Православный календарь