Супруги Соловьёвы - Ирина Владимировна и Александр Викторович (фото из семейного архива).

Супруги Соловьёвы — Ирина Владимировна и Александр Викторович (фото из семейного архива).

Чем ближе приходит к человеку зрелый возраст, тем чаще ему свойственно ностальгическое настроение. Мы начинаем  мысленно возвращаться в детство, в юность, вспоминаем студенческие годы, своих друзей той поры, соседей, с которыми жили на одной площадке, всех, с кем раньше работали.

Та, прежняя жизнь кажется нам проще и лучше во всех отношениях.

«Это действительно так, — соглашается Ирина Владимировна Соловьёва. – Моё детство прошло в Покрове в ту пору, когда это был тихий милый город. Теперь я добавлю ещё слово безопасный. И мы, дети, спокойно гуляли, бегали на озеро, купались там и дружили всей улицей. В городе все друг дуга знали».

Ирина Владимировна родилась в Покрове 14 декабря 1959 года. Отец Владимир Васильевич трудился начальником производства на швейной фабрике «Искра», а мама Елизавета Алексеевна Сняткова, старшая хирургическая сестра, фронтовичка, прошедшая Великую Отечественную войну, почти двадцать лет работала в Покровской больнице, а позже  перешла на должность медработника детского сада.

«Мой дед Алексей Кубрин был ямщиком, и про него в народе сложили песню, которую в то время  нередко распевали в Покрове, — продолжает свой рассказ Ирина Владимировна. – А бабушку звали Ксения Филипповна».

Сейчас уже в начальной школе ребята составляют «Древо жизни» своей семьи. «И мы с дочерью Оксаной решили составить генеалогическое дерево нашего семейства. Работа над этим  нас очень увлекла», — отмечает моя собеседница.

Семья Ирины Владимировны жили в деревянном доме, который стоял в центре города на месте магазина «Спутник». В то время быт был самым простым: еду готовили в печи, но при этом пользовались такой бытовой техникой, как стиральные машины и телевизоры. С соседями жили дружно и всегда были готовы помочь в большом и малом деле.

«Нашими соседями были две семьи Агатоновых, семья Ивановых — говорит Ирина Владимировна. — При расселении нашего дома в пятиэтажку мы старались и там поселиться рядом со своими соседями. Так и живём до сих пор, храня тот мир, который достался нам в наследство».

Дети той поры подрастали, шли в школу, и в первом классе их принимали так же торжественно, как сейчас. Ирочка Сняткова училось в той же красной школе, в которой теперь уже 30 лет работает учителем. Окончив 8 классов, она поступила в Покровское педучилище, решив стать педагогом, как её первая учительница Мария Васильевна Веселовская. «Мы были у неё в школе последним выпуском, — вспоминает Ирина Владимировна. – Она прожила долгую жизнь и до преклонных лет помнила своих учеников и живо интересовалась их судьбой».

О покровском педучилище хранит самые тёплые воспоминания огромное количество благодарных выпускников, которые живут и работают по всей нашей матушке-России. Здесь они получили такие фундаментальные знания и такие практические навыки, с которыми не могли сравниться даже институты. Здесь работали прекрасные педагоги, которые готовили будущих учителей для практической работы в школе и старались, чтобы с самых первых шагов они уверенно чувствовали себя в классе.

В 1979 году Ирина Владимировна, окончив педучилище, получила распределение в г. Владимир и начала работать в школе № 35. Параллельно стала учиться в педагогическом институте на историческом факультете. Владимир ей нравился всем – город был чистый, народ доброжелательный, коллектив в школе хороший. Работая  в летнем школьном лагере, она познакомилась с молодым человеком, и в 1982 году вышла замуж. Но вернуться в родной город заставила важная причина:  умер отец, и мама Елизавета Алексеевна, очень тяжело это пережила. Оставлять её одну было неправильно. За три года в Покрове мало, что изменилось, получается, что практически не уезжала. А вот муж Александр Викторович ещё долго привыкал к провинциальной жизни.

В 80-е годы устроиться на работу в школу было очень трудно, по этой причине для Ирины Владимировны не нашлось места учителя истории. И сестра мамы Анна Алексеевна Артемонова, учитель начальных классов, собираясь на пенсию, предложила занять её место.  И в 1984 году, оставив двухлетнего сынишку Илью на попечении бабушки, Ирина Владимировна пришла в свою родную школу учить детей.

«Мы в одно время с Галиной Алексеевной Куликовой пришли, были тогда молодыми и принесли в коллектив свежую струю», — улыбается Ирина Владимировна.

Директором тогда работала Нина Михайловна Погул, она заложила в школе добрые традиции, которые унаследовала, а также продолжает хранить и обогащать Надежда Николаевна Воронина. Работать в коллективе, где вместе переживают  горе и радость, настоящий подарок судьбы. Здесь вместе отмечают праздники, совершают поездки, стараются повидать друг друга во время летних каникул. С коллегами всегда можно посоветоваться в трудной ситуации и получить их поддержку, если в этом нуждаешься. Вот такой здесь прекрасный женский коллектив.

За тридцать лет Ирина Владимировна принимала не один первый класс и прощалась со своими ребятами на выпускном празднике. В день 55-летнего юбилея она приняла немало телефонных звонков, и было приятно услышать голоса бывших учеников.

Безусловно, дети за три десятилетия изменились. Если раньше учитель был единственным источником информации, то сейчас таких источников много. Дети с 2-3-х лет начинают тянуться к компьютеру. Задача учителя на современном этапе учить ребят добывать знания из источников информации, которые сейчас существуют. Безусловно, для маленьких детей педагог по-прежнему является авторитетом. Он учит их не только читать, писать и считать, но формирует в классе коллектив, закладывает в детях правильное понимание того, как вести себя с другими детьми.

Отвечая на вопрос об отношении к переменам в системе образования, Ирина Владимировна привела положительный пример. Она сказала, что сегодня каждый учитель начального звена имеет возможность выбрать ту программу, которую считает для себя приемлемой. Для неё это «Школа 2100». Ей программа понравилась сразу, и интерес учителя, безусловно, передаётся ученикам.

За 30 лет работы её первые ученики выросли и сами стали родителями. Невольно приходится сравнивать их с мамами и папами тех лет. Это было поколение родителей, которые хотели заниматься своими детьми. Например, часто вспоминают, как в старое время было много дворовых катков. Заливать и расчищать их помогали отцы ребятишек. Они следили здесь за порядком, и катки были общей заботой взрослых и детей. В одну из прошлых зим Ирина Владимировна, как депутат городского Совета, идя навстречу просьбам избирателей, содействовала  тому, чтобы в городе был залит каток в районе институтских домов. Но залить-то его залили, а чистить от снега было некому. Пропали куда-то заботливые папы, и некому стало подавать хороший пример пацанам.

Безусловно, к своему депутату с просьбами и проблемами постоянно обращаются избиратели. В ответ на эти обращения она сумела решить вопрос об установке детской площадки во дворе дома по ул. Герасимова, 23. А у дома 28 по ул. Герасимова добилась устройства тротуара. Так что в последние годы к школьной нагрузке у Ирины Владимировны прибавилась общественная работа депутата городского Совета. Почему решила стать депутатом, она объясняет просто: лет 20 работала в составе избирательных комиссий, занимаясь организацией выборов разного уровня, и в какой-то момент решила выдвинуть свою кандидатуру. Теперь ей приходится не только участвовать в работе сессий, но и встречаться с избирателями своего округа, помогать в решении житейских вопросов.

Депутатская работа интересна общением с людьми и расширением собственного кругозора. Ей приходится вникать в такие вопросы, которые её не интересовали раньше, иметь дело со специалистами управляющих компаний.

Встречаясь с родителями своих учеников, Ирина Владимировна пытается внушить им, что, приходящего домой ребёнка не нужно сразу спрашивать, какую отметку он сегодня получил. Она советует поинтересоваться, как у него прошёл день в школе, что нового узнали сегодня в классе, а уж потом переходить к отметкам. В этих вопросах кроется интерес к тому, как проходит жизнь маленького школьника, а не только желание ругать его или хвалить.

Юбилейные даты заставляют нас оглянуться назад и посмотреть на свою жизнь критическим оком. Ирина Владимировна считает, что жалеть ей не о чем. Дети выучились и получили образование. Илья работает в аэропорту г. Владимир начальником юридического отдела. А дочь Оксана программист, живёт в Покрове, работает на фирме «Лекко». С детьми сложились хорошие отношения, но у родителей есть только одна просьба: подарить внуков. Пришло такое время, когда хочется  повозиться с малышами и увидеть, как они растут. В своё время мама Елизавета Алексеевна помогала ей поднимать детей, теперь пришла её очередь. Но при этом Ирина Владимировна намерена продолжать свою работу в школе. Она искренне считает, пока человек находится в коллективе и загружен делом, старость к нему не спешит. А, главное, как-то неправильно не использовать на практике опыт, накопленный за годы работы. Правильно говорят психологи: опыт ничем не заменим, в том числе престижными дипломами. Педагогика – работа живая, а в начальном звене она ещё и ювелирная. Хочется надеяться, что придёт такое время, когда эта работа будет по достоинству оплачиваться и окончательно не утонет в многочисленных отчётах.

Согласитесь, о роли учителя очень точно сказано в этом четверостишии:

Учителя – герои наших дней,

Бойцы могучей Армии Спасения,

Участники Великого сражения

За наших подрастающих детей.

В завершение хочется сказать о том, что школа – это не только уроки, но и поездки, экскурсии, и  праздники. А впереди Новый год – самый красивый, любимый и сказочный праздник, который дети начнут встречать в школе вместе со своим классом и любимым учителем. Пожелаем им добра и счастья, а также успехов в  наступающем году.

«Пройдут каникулы, и мы снова встретимся, успев соскучиться по школе, по классу и друг по другу, — улыбается Ирина Владимировна, — потому что человек, даже самый маленький, существо социальное. Он нуждается в общении, а главное, в такой важной составляющей, которая называется коллективным опытом. Вот так, всю жизнь учимся», — говорит

 Ирина Владимировна, смотрит на часы, и мы заканчиваем этот интересный разговор в школьных стенах.

Галина Фомичёва