Эта рубрика выходит в нашей газете с 2006 года. И за шесть лет её существования мы рассказали о самых разных людях. Каждая из этих судеб — часть истории нашей страны в тот или иной период времени. Наш новый рассказ посвящён женщине, вся жизнь которой была связана с кинофикацией. Значительный период времени кино было самым массовым искусством, доступным в самых отдалённых местах, где работали и проживали люди. И самым любимым искусством. Сегодня мы познакомим наших читателей с человеком, который не просто любил свою профессию, но был ей по-настоящему преданным.

Анна Ивановна Чернова родилась в Воронежской области перед самой войной, в 1940 году. Её семья проживала в районном центре под названием Хохольский. Находился он в 40 км. от Воронежа. В семье Казарцевых воспитывалось четверо детей, и мама Елена Павловна занималась ребятишками и домом. Отец Иван Антонович с первых дней войны был призван на фронт. Было ему тогда 40 лет, жить бы и жить, ребятишек поднимать, дом достраивать. Но фронтовая судьба сложилась для него трагически. С фронта от главы семьи пришло всего три небольших письма, три треугольничка, и всё. Пришлось Елене Павловне самой растить ребятишек, укрывать их во время бомбёжек.

Фото на память

Фото на память

В годы войны на территории их района бомбёжки были постоянными, часть района заняли вражеские войска. Воронеж был разрушен. Но Казарцевым повезло хотя бы в том, что им не пришлось оставлять свой дом и становиться беженцами. Дом хоть и был не до конца достроенным, они остались в нём жить, да ещё приняли семью эвакуированных — мать и двоих ребятишек, а позже к ним приехала бабушка. В те годы курящих женщин были единицы. А вот эта бабушка как раз курила. «Все учебники нашей старшей сестры Матрёны она пустила на самокрутки, — улыбается Анна Ивановна. — Было трудно не только с продуктами, но и с табаком. Подозреваем, что и письма отца она скурила, мы их так и не нашли. Но жили мы дружно, и после войны мама продолжала поддерживать тёплые отношения с этой семьёй».

Послевоенные годы моя собеседница хорошо помнит. Особенно то, как сильно хотелось есть. Её посылали в магазин за хлебом, который тогда получали по карточкам. Всей семье на пять человек полагалась одна буханка. И пока маленькая Анечка несла домой эту буханку, она не могла удержаться, и объедала её по краям. Дома брат Василий строго ей выговаривал, стращал тем, что свою порцию она уже съела и ничего не получит, но при этом хлеб делил на всех.

В то время совсем не было соли. На рынке один стакан с солью стоит целых 300 рублей — заоблачные деньги по тем временам.

«Помню, как брат ставил для нас на стол блюдо со щами, а они такие прозрачные и совсем несолёные, так что даже нам, голодным, они казались невкусными, — рассказывает Анна Ивановна.

Мама в то время работала в строительной бригаде и вместе с другими рабочими вручную возила вагонетки с песком или гравием. Однажды она пришла домой в слезах: во время обвала на месте погрузки её чуть не засыпало. Тогда Елена Павловна, жалея детей, приняла решение застраховать свою жизнь.

Главным лакомством для ребятишек в те послевоенные годы был жмых. «Наш сосед дядя Осип работал на маслобойном заводе и приносил кусочки чёрного жмыха, чтобы нас угостить», — вспоминает Анна Ивановна.

Домой возвращались фронтовики, и дети бегали их встречать. Они доставали из своих вещмешков гостинцы, и угощали ребятню. Однажды на ул. Заречную вернулась домой женщина-фронтовик. Она предложила детям колбасы, нарезанной кружочками. Многие вкуса колбасы не знали и пробовали её впервые. Ане Казарцевой колбаса не понравилась, и свой кружочек она отнесла брату. В тех семьях, где встречали вернувшихся с фронта, была великая радость, а в домах по соседству плакали по погибшим. И Елена Павловна частенько не могла сдержать слёз.

Земля до времени хранила неразорвавшиеся снаряды. Нередко их находили мальчишки и погибали от своего любопытства и беспечности. В районе стадиона, который находился за посёлком, от взрыва погибла целая футбольная команда 13-14-летних подростков, и жители Хохольского несколько дней были в трауре.

Семье Казарцевых, где дети остались без отца, помогал родственник Степан Никифорович. Он был женат на сестре Елены Павловны, и считал своим долгом поддержать сирот. Сам он вернулся с фронта без правой руки, была сильно повреждена у него и левая рука. Но при этом, благодаря своей находчивости, а также с помощью разных приспособлений он многое умел делать. Например, собирал шкафы, мог обтянуть новым материалом диван, словом, был мастером на все руки. Сам спроектировал, строил и затем эксплуатировал небольшую турбинную станцию на полноводной речке под названием Девица. Местный мукомольный комбинат получал отсюда электроэнергию.

В 1954 году Аня Казарцева окончила семилетнюю Октябрьскую школу и по настоятельному совету мамы поступила учиться в Воронежский кинотехникум. В это время сестра Матрёна уже окончила финансовый техникум и работала бухгалтером, а сестра Полина училась в Воронеже в энергетическом техникуме.

Кинотехникум был новым учебным заведением, приём учащихся шёл всего второй год. Большинство учащихся были молодыми ребятами, практически подростками. Среди них выделялись более взрослые фронтовики, некоторые вернулись с фронта инвалидами. «До сих пор помню Василия Ивановича Заплатина, который учился вместе с нами, — продолжает свой рассказ Анна Ивановна. — Ему тогда было за 30, он лишился на фронте ноги. Василий Иванович положительно влиял на дисциплину в группе и быстро усмирял тех баловников».

Учиться было интересно. Кинотехникум располагал просмотровым залом, где демонстрировалось много разных фильмов, в том числе трофейных. На просмотры приходили студенты Воронежского государственного университета, который располагался рядом. А они приглашали к себе учащихся кинотехникума на различные концерты.

Воронеж, совершенно разрушенный войной, быстро восстанавливался. На месте развалин появлялись новые проспекты, новые дома.

Производственную практику Анна Казарцева проходила в одном из районных центров Мордовской республики. Туда же её направили и на работу после окончания техникума. Она отработала по направлению два года, а затем вернулась домой, получив телеграмму о болезни матери. Вскоре Елены Павловны не стало, и Анне пришлось решать вопрос устройства на работу. Место киномеханика найти не удалось, девушка обратилась с письмом в Министерство культуры и получила направление на работу во Владимирскую область, в отдел культуры г. Петушки. Местом работы молодого киномеханика стал кинотеатр г. Покров.

«Было это в 1962 году, а кажется, что совсем недавно, — признаётся Анна Ивановна. — Городской кинотеатр активно посещался. Горожане любили кино, а мы шли им навстречу. Открыли второй зал и установили здесь киноаппаратуру. Для тех, кто работал в первую смену, делали дополнительные вечерние сеансы, которые заканчивались в 24 часа. Были также утренние дополнительные и детские сеансы. Для детей на период каникул составлялись специальные программы».

В те годы выходило немало интересных отечественных фильмов, которые приобретали огромную популярность у зрителей, они до сих пор любимы и востребованы. Перечислять названия можно долго, назовём такие суперпопулярные киноленты, как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.) «Кавказская пленница», «Берегись автомобиля» (1966 г.), «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.) «Ирония судьбы или с Лёгким паром» (1975 г.), «Служебный роман» (1977 г.), «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), «Москва слезам не верит» (1979 г.)

У населения были очень популярными красочные музыкальные индийские фильмы с молодым Раджем Капуром.

В те годы выпускалось много детских фильмов, интересных и поучительных. Словом, работа киномеханика была злободневной и востребованной.

На второй год своей работы в Покрове Анна Ивановна вышла замуж за строителя Владимира Алексеевича Чернова и стала носить новую фамилию. Через год в молодой семье родился сын Игорь. Через полтора месяца отпуск в связи с родами окончился, и нужно было выходить на работу. Растить сына помогала бабушка Анна Яковлевна. «Днём, гуляя с коляской, где спал маленький Игорь, я приходила в аппаратную и готовила фильм к очередному вечернему сеансу, — вспоминает Анна Ивановна.

В кинотеатре г. Покров, который в её бытность получил название «Экран», Анна Ивановна проработала шесть лет. Последние полтора года была его директором, а затем, в 1968 году, была назначена на пост руководителя Петушинской районной дирекции киносети. В этой должности в 1999 году ушла на пенсию, отдав 31 год организации кинопоказа не только в больших, но и самых малых населённых пунктах. «В те годы по требованию Министерства культуры жители каждой деревни, где насчитывалось больше 50-ти дворов, должны была располагать киноустановкой, — пояснила Анна Ивановна. — Тогда практически во всех деревнях были клубы, где 2-3 раза в неделю показывали кинофильмы. Нередко один киномеханик обслуживал 3-4 деревни. По статистике тех лет каждый сельский житель был в кино более 24-х раз в год, то время, как в городе на одного жителя в год приходилось 6-7 посещений». Получается, что сельские зрители в те годы смотрели гораздо больше кинофильмов благодаря тому, что кино приходило к ним почти домой или на рабочие места. Например, во время сенокоса кинофильмы демонстрировались с наступлением темноты в полевых условиях, и косари готовы были смотреть кино до самой зари.

За кинолентами ездили в кинопрокат г. Владимир. Поскольку Петушинская киносеть была в области в числе лучших, ей в первую очередь давали для показа лучшие фильмы.

«Для новых фильмов мы устраивали премьерный показ, — говорит Анна Ивановна, — практиковали обсуждение фильмов на военную тему, различные тематические показы, и такие тематические недели, как «Кино и книга» совместно с библиотекой, устраивали для детей киноутренники, проводили кинофестиваль «Сказка» в период зимних каникул.

Побывав на семинаре в г. Ленинград, Анна Ивановна познакомилась там с работой детского кинотеатра «Родина» по абонементной системе, и переняла этот опыт. По заказу киносети районная типография печатала красочные абонементы на детские киносеансы.

Внедрять новые формы работы приходилось постоянно. Например, использовали кинофильмы для технических целей, подбирали и показывали кинокурс для водителей, механизаторов, кинокурс по гражданской обороне, показывали фильмы на тему атеизма. Работу дирекции киносети курировали отдел пропаганды и отдел культуры РК КПСС.

Возможности учебного и просветительского кино стали широко использоваться в школах, и здесь появились свои киноустановки, а в летнее время в районе открывали свою работу 17 пионерских лагерей, и районная дирекция киносети доставляла сюда кинофильмы.

Стационарное оборудование постоянно обновлялось, его доставляли и монтировали своими силами, и здесь незаменимым специалистом был механик кинодирекции Александр Александрович Ларионов. Он следил не только за техническим состоянием оборудования, обеспечивая его исправность, но и за транспортными средствами.

Кинодирекция работала на хозрасчёте, содержать транспорт приходилось самим.

Главным праздником для коллектива дирекции был День кино, который ежегодно отмечается у нас в стране 27 августа. В праздник проводились и конкурс мастерства, и посвящение в профессию новоиспечённых киномехаников, готовилось торжественное застолье.

«Коллектив у нас был очень хороший, дружный, — вспоминает Анна Ивановна, — Люди свою работу любили и трудились на совесть».

Надо сказать, что она сама для других была примером преданности своей работе и любви к ней. Нередко приходилось быть на работе в выходные и праздничные дни.

«Люди сидят по домам, празднуют, а я на работу еду, потому что у водителя нет бензина, поэтому он не может отвезти фильмы для показа» — продолжает разговор Анна Ивановна. — Приезжаю, звоню директору нефтебазы Вячеславу Михайловичу Серёгину, слёзно прошу заправить нашу машину. Он всегда нас выручал». Она вспомнила, как недавно, перед праздником в честь Дня города Покров она встретила на улице своего благодетеля. Приветствуя её, Вячеслав Михайлович шутливо спросил: «Ну, что, Анна Ивановна, нет у тебя больше проблем с бензином?»

Нехватка бензина и запасных частей была тогда для неё самой большой проблемой в работе. Но как-то решались и она, так что работа не страдала. Напротив, кинодирекция района всегда была на хорошем счету. У Анны Ивановны сохранилась целая папка самых разных почётных грамот, которые ей были вручены за производственные успехи. Ко Дню кино 1979 года её наградили Почётной грамотой обкома КПСС и облисполкома. Фотография моей собеседницы была помещена на областную Доску почёта.

Но прошло время, изменилась жизнь, и всё стало восприниматься иначе. Она считает, что повезло ей вовремя уйти с работы, которая была так любима, повезло близко не видеть упадок кинофикации, огромной, мощной и вездесущей. На селе не стало колхозов, здесь стали быстро закрываться и пошли на продажу клубы, городской кинотеатр в Покрове перестал выполнять свою главную роль, а потом сгорел. Постепенно походы в кино заменились телевизионными сериалами, видеофильмами.

А у нашей героини появилось время для дачных забот.

«У нас с мужем дом за речкой, там есть баня, там у нас живут кошки и собака. Как все пенсионеры, мы много времени проводим на даче», — говорит Анна Ивановна, улыбаясь.

Она с радостью отмечает, что отечественный кинематограф постепенно пришёл в себя, на экран стали выходить новые фильмы. В больших городах открываются кинотеатры. Это говорит о том, что население продолжает нуждаться в кино. К тому же у нас есть огромный капитал — замечательные фильмы советского периода, прекрасные мультфильмы, которые ещё долго будут радовать взрослых и детей. Это значит, что дело, которому она посвятила целую жизнь, продолжает жить.

Галина Фомичёва