Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками — то есть, святыми днями, освящёнными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времён.

Святки

Святки

Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесённых Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключённым милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодёжь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвящённые Рождеству Христову. Обычай колядования был распространён повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» — своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

Колядовщиков нельзя было не принять ещё и потому, что можно было услышать немало неприятного в свой адрес. Но праздничное настроение делало людей щедрыми, добрыми, гостеприимными, и колядовщиков, как правило, обильно угощали.

Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

В наши дни обычай колядования стал исключительно достоянием детворы, с увлечением выполняющей его за старших. И теперь ещё можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, один из которых несёт на палке зажжённый фонарь в виде звезды, а все другие бегут за ним на каждый двор или в квартиру, если это многоэтажный дом в городе, куда только их пускают хозяева.

Пришла коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова двора;
Петров-то двор - железной тын,
Середи двора три терема стоят:
Во первом терему - светел месяц,
В другом терему - красно солнце,
А в третьем терему - часты звёзды. 

В Петербурге во время святок весь народ высыпал на Неву. Здесь строились ледяные горы, деревянные каркасы которых поднимались на высоту 15-20 м. Скаты гор, имевшие волнистый профиль, обкладывали ледяными плитами и заливали водой. Большие нарядные сани поднимались наверх с помощью канатов. В них садились целыми семьями. В этом развлечении с одинаковым удовольствием участвовали и простонародье, и придворные дамы и кавалеры. По вечерам горы освещались фонарями, и забава продолжалась всю ночь.

Любили шумно праздновать Рождество и российские государи. Пётр I имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться — кто имел «кислую мину», был бит батогами.

Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А ещё государыня очень любила петь с девушками святочные песни.

Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.

В самый разгар святочных увеселений праздновали Новый год. Новогодний вечер называли Васильевым, в честь святого Василия Кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним столом. По народному поверью «как встретишь год, так его и проведёшь», и уж тут прилагались все усилия, чтобы перещеголять соседей. В отличие от Рождества, которое считалось семейным праздником, на новогодний ужин приглашали гостей. На стол подавалась «богатая» кутья, для приготовления которой не жалели орехов, кураги, изюма и самых густых сливок. Блины, закуски, домашняя колбаса, фаршированная птица, заливная рыба и куропатки, пироги — чего только не было на «щедром» столе. Но главным угощением был целиком зажаренный поросёнок.

Если рядовой обыватель устраивал в этот день особо обильное застолье, то и вообразить трудно, каким был царский стол… Повара изощрялись в приготовлении изысканных блюд. Однажды к новогоднему столу Екатерины II было подано кушанье, изумившее не привыкший удивляться императорский двор. Это был поросёнок, фарширован он был фазаном, а тот — куропаткой, внутри которой находился жаворонок, в свою очередь набитый маслинами, а в них вместо косточек были анчоусы.

Теперь, после введения григорианского календаря, святки у нас приходятся на период с 7 по 19 января, и Новый год «выпал» из святочной обоймы. Без него святки — не святки. Поэтому наши находчивые соотечественники обязательно встречают 13 января Старый Новый год. И обычаи соблюдены, и в доме ещё один праздник!

По Интернет-изданиям подготовила Галина Фомичёва