Екатерина Афанасьевна Астанина преподаёт английский язык в покровской средней школе № 2. Учитель она молодой, но несколько лет педагогического опыта у неё за плечами уже есть. В 2008 году сразу после окончания МГГУ им. М. Шолохова, она пришла на работу в покровский педагогический колледж и преподавала иностранный язык будущим воспитателям и преподавателям физкультуры. Это были уже не вчерашние школьники, а взрослые молодые люди, нередко среди студентов встречались её ровесники.
Через полтора года у Екатерины Афанасьевны родился сын Миша, в связи с этим в работе пришлось сделать перерыв. А потом нашлось место преподавателя иностранного языка в Петушинской средней школе № 1, и она следующие три года работала там. Учительская зарплата и так невелика, к тому же растущая плата за проезд заставила подумать о том, чтобы найти работу в Покрове. И в 2014 году она пришла в Покровскую среднюю школу № 2.
Екатерина Афанасьевна ведёт занятия во всех, кроме 10-го, классах, со 2-го и по 11-й. Нагрузка большая, дети разного возраста, предмет сложный. Но среди ребят встречаются сильные, способные ученики, особенно в среднем и старшем звене, где просыпается практический интерес к иностранному языку. Однако, заниматься приходится со всеми, стараясь, чтобы дети получили знания, предусмотренные программой. Безусловно, много значит помощь родителей, которые должны настроить ребёнка на выполнение заданий, привить ему такие навыки, как старание, трудолюбие, ответственность. О подобном варианте сотрудничества взрослых и детей мечтают все педагоги, но, к сожалению, так бывает не у всех учеников.
Екатерина Афанасьевна классный руководитель в 6-ом классе. Её подопечные вступили в переходный возраст, но в них остаётся ещё много от малышей, которые нуждаются в тепле и внимании. «Недавно я на неделю уезжала в командировку, а когда вернулась и пришла в школу, дети так радостно меня встретили, облепили со всех сторон,- рассказывает моя собеседница. – И лица у них были такие счастливые, словно я самый родной для них человек».
Что главное для учителя? На этот вопрос Екатерина Афанасьевна ответила просто: любить детей, помогать им, делиться своими знаниями.
* * *
Любовь Викторовна Блинова получила образование в Кустанайском государственном университете. В то время семья жила в Казахстане, куда родители в молодые годы поехали осваивать целину. Мама Евгения Петровна стала педагогом и 40 лет трудилась в школе учителем математики. Приверженность к этой профессии прослеживается и у бабушки, которая перед началом войны поступила в педагогическое училище в г. Минусинск, Красноярского края, а через два года была вынуждена оставить учёбу и вместе с другими комсомольцами-добровольцами работать на трудовом фронте. Получается, что Любовь Викторовна выбрала семейную профессию. А её дочь, Катя, после окончания школы поступила в медицинский колледж. «Будет фельдшером, как моя сестра», — говорит Любовь Викторовна.
Получив высшее педагогическое образование в Казахстане, она четыре года не могла устроиться на работу в школе. В приёме отказывали по одной причине — не знала казахского языка. После переезда в Россию, семья обосновалась в пос. Введенский. Два года Любовь Викторовна работала в покровском детском саду «Ручеёк» и с удовольствием вспоминает это время. А в 2002 году пришла в среднюю школу № 2 преподавателем начальных классов. Сейчас она ведёт занятия во втором классе и преподаёт физкультуру в начальных классах, являясь также заместителем директора школы по учебной работе.
У педагогов начального звена свои трудности. Дети приходят к ним после детского сада, и какое-то время адаптируются в новой для них среде, привыкают к школьной жизни, к урокам, к выполнению домашних заданий.
Задача учителя поддержать первоклашек в это непростое для них время – это одно. А второе, по мнению моей собеседницы, помочь детям во время учёбы в начальном звене реализовать себя, найти в каждом свою изюминку. Ребят с закрытым характером подтолкнуть к раскрепощению, чтобы они стали более активными и общительными, а тем, кто не уверен в себе, помочь поверить в себя, свои способности. «Все дети по-своему талантливы, и этот талант нужно рассмотреть, — считает Любовь Викторовна. – Начальная школа – это ступень к успешной учёбе в дальнейшем».
А как сама она чувствует себя в школе? На этот вопрос Любовь Викторовна ответила просто: «Школа – это моё призвание».
* * *
Родители Ирины Анатольевны Снетковой – педагоги. Этой работе они отдали много лет, и она выбрала эту важную профессию. Преподаёт русский язык и литературу в родной средней школе № 1.
Безусловно, русский язык – предмет, имеющий сложную грамматику и богатую лексику. Но умение грамотно писать необходимо не только для того, чтобы в итоговом сочинении было как можно меньше ошибок. Грамотное письмо необходимо человеку во всей дальнейшем жизни. Это социально важно.
Я задала вопрос по поводу учебников русского языка, по которым учатся дети, и посетовала на очень сложный язык грамматических правил. Детям сложно их запоминать. Ирина Анатольевна пояснила, что сейчас идёт возврат к традиционной программе и перечень учебников сокращается. Эту тенденцию можно расценить как положительную.
Русский язык и литературу она преподаёт во всех классах, но больше любит вести уроки у старшеклассников. С ними можно поговорить, поспорить. Они проявляют большой интерес к современной литературе, читают произведения молодых авторов. Это даёт возможность для творческого обсуждения и выражения различных мнений.
«А вообще мне интересно работать с детьми, видеть, как они растут, — говорит Ирина Анатольевна. — Берёшь, к примеру, 5-й класс и доводишь его до 11-го. Не только на твоих глазах, но и с твоим участием дети растут, становятся взрослыми, формируются как личности со своим мнением и взглядом на жизнь. Это процесс творческий».
Зная о том, что современные дети более раскованы, я спросила мою собеседницу, как с учётом этого поддерживать на уроках дисциплину? Ирина Викторовна пояснила, что важным фактором является интерес к уроку, к тому материалу, который предлагает учитель. Важно, чтобы на уроке работал весь класс, и тогда вопрос о дисциплине не появится. В этом и заключается педагогическое мастерство.
* * *
Игорь Викторович Лохматов в средней школе № 1 преподаёт историю, обществоведение и технологию. В школе работает 10 лет, приехал из Луганска, где окончил государственный пединститут. Историю полюбил ещё в школе, где предмет вёл очень хороший преподаватель. Он совершал с учениками разные экскурсии и поездки. Игорь Викторович ведёт свой предмет в 5,8,9, 10, 11-ом классах. Старается наладить с детьми партнёрские отношения. «Но наряду с этим, иногда приходится прибегать к диктатуре», — говорит он. Безусловно, интереснее всего бывать на уроках в старших классах, где ребята уже научились мыслить аналитически. Их волнуют будущее, о котором они по-своему размышляют. Многие старшеклассники выбирают историю для сдачи ЕГЭ и делают это успешно. Но для того, чтобы вырастить таких мыслящих ребят, начинать приходится с пятиклассников, учить их понимать и правильно оценивать ход исторических событий.
Вновь я не удержалась от вопроса об учебниках. Мой собеседник пояснил, что учебников действительно было много, их писали разные авторы, однако, практика показала нерациональность такого явления. «Сейчас мы ждём единый учебник истории, — сказал Игорь Викторович. — Хочется верить, что он оправдает наши надежды».
В Покрове ему всё нравится, коллектив в школе хороший. Плохо одно – в городе нет кинотеатра. Приходится садиться на автобус и ехать в Орехово-Зуево, чтобы посмотреть новый фильм. Он заметил, что в автобусе, желающих посетить кинотеатр, довольно много, так как, возвращаются домой они с прежними попутчиками.
* * *
Материалы подготовила Галина Фомичёва