Нравственность — совокупность норм, определяющих правильное (образцовое) отношение человека к миру — природе, душе, культуре. О нравственности рассуждать нелегко, тема для размышлений очень грустная, многое в современном мире происходит не так, как нам бы хотелось. Про нравственность люди размышляют веками, спорят, ищут истину. Воспитание играет значительную роль в жизни любого человека. Благодаря воспитанию закладываются основные качества, которыми должна обладать каждая личность. Существуют различные виды воспитания: трудовое, физическое, патриотическое, половое, нравственное, экологическое и др. Все виды воспитания одинаково важны, но нравственному воспитанию взрослыми уделяется очень мало времени, родители не видят важности данной проблемы. Поэтому дети занимаются самовоспитанием – общаются, с кем хотят, и делают, что хотят, вопросы нравственного воспитания реже освещаются в телевизионных программах, и в СМИ.
На урок нравственности были приглашены студенты первых курсов Петушинского промышленно-гуманитарного техникума в г. Покров и учащиеся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы № 1.
Основой урока послужило выступление одного из победителей VIII школьной научно-практической конференции «Покров: шаг в будущее» в социальной секции ученика 10 «А» класса Олега Пахомова с презентацией исследовательской работы на тему «К Добру и Злу постыдно равнодушны…», научный руководитель О. А. Самойлова, учитель истории. В своём выступлении Олег анализирует стихотворение «Дума» М. Ю. Лермонтова, написанное в 1837 году, и примерами из жизни доказывает, что стихотворение очень актуально в современном мире.
Видя результаты проведённого анкетирования среди школьников разного возраста, ребята пришли к выводу, что молодое поколение – это зеркало взрослых: родителей, наставников, учителей, прохожих, соседей и многих других, которые показывают образец поведения в реальной жизни. Школа, секции, друзья также влияют на воспитание подростка. Приводя примеры безнравственности, молодые люди анализировали каждую ситуацию в отдельности и сами пришли к выводу, что размышлять о нравственных поступках легко, а действовать по совести — не всегда легко. Ребята в своих рассказах приводили примеры об основных категориях морали: добре, долге, совести.
Встреча прошла оживлённо, дискутируя, выступавшие предлагали свои варианты разрешения различных безнравственных ситуаций. К положительным моментам встречи молодёжи города следует отнести и то, что у наших детей собственный взгляд на всё происходящее вокруг. Ребята, размышляя над вопросами малодушия, культуры поведения, творчески мыслили и видели многие вопросы под совершенно другим углом зрения, отличным от общепринятого.
Готовясь к уроку нравственности, мною были опрошены покровчане с вопросом: что нужно сделать, чтобы нравственное воспитание в России дало положительные результаты?
Э. Д. Алымкулова, врач: «Необходимо укрепить институт семьи. Ребёнок получает первые уроки нравственности в семье. Родительский пример – это основа нравственного воспитания. Если мама говорит малышу: «Скажи соседке, что меня нет дома», ребёнок такой поступок повторит в будущем. Нравственные принципы закладываются в семье, а дошкольные учреждения, школы – это надстройка».
В. П. Зотова, ведущий специалист администрации г. Покров: «Важно родителям уделять большее внимание общению с детьми, через совместное прочтение произведений, совместные прогулки, игры. Все нравственные качества человека закладываются с раннего возраста, а значит в семье. Более пятнадцати лет я являюсь организатором экскурсионных поездок по России, у родителей есть возможность общения с ребёнком. Совместные эмоциональные переживания, обсуждения, споры, фотографии – это необходимо для воспитания».
К. Р. Лазарева: «Мероприятия, проводимые в учебных заведениях – это часть воспитания и необходимо, чтобы молодые люди помимо семьи и школы, могли себя реализовывать в молодёжных организациях и закреплять моральные принципы личности при подготовке и проведении мероприятий».
В своей работе Олег Пахомов предложил ряд добрых советов сверстникам, которые не хотят потерять моральные ценности, то есть, человека в себе. Среди правил есть одна из самых древних моральных заповедей «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Истина простая, а выполнить не всем её так просто. У молодого поколения вся жизнь впереди, чтобы, взяв образец поведения от отцов и дедов, придерживаться простых истин: «не лги», «не кради», «не убий». Спасибо классному руководителю школьников М. В. Зайчиковой и преподавателям техникума Л. А. Газдиевой, С. В. Весниной, Т. В. Лесниковой за помощь в организации урока.
Желаю приятных вам вечеров, проведённых со своим ребёнком! Не пожалеете – это точно!
Татьяна Ивановна Королькова,
Уполномоченный по правам ребёнка города,
депутат Совета народных депутатов г. Покров