Великая Суббота — последний день перед Пасхой. Он соединяет Страстную пятницу — крестные страдания и смерть Спасителя — со Светлым Христовым Воскресением. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос ещё лежит во гробе, ещё не наступило Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Это чудо совершается ежегодно в Иерусалиме накануне Пасхи Христовой. Самое раннее упоминание о схождении Святого огня относится к четвёртому веку.

Торжественное богослужение накануне схождения Благодатного огня начинается с раннего утра и имеет определённое чинопоследование.

Кувуклию — небольшую мраморную часовню, сооруженную над Гробом Господним, — осматривают и опечатывают. В храм вбегает православная арабская молодёжь, чьё присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и громко восклицая «нет веры, кроме веры православной, Христос — истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Несомненно, Спаситель приемлет и такую, по-детски несдержанную, наивную, но искреннюю молитву.

В полдень от Иерусалимской Патриархии, расположенной неподалёку от храма Гроба Господня, начинается Крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. Внутрь часовни вносят большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь, и тридцать три свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.

В Кувуклию входит Иерусалимский Патриарх в одном подряснике — в знак того, что он не проносит с собой каких-либо предметов, способных зажечь огонь. Вход в часовню опечатывают. Наступает напряжённая тишина: верующие ждут чуда появления Благодатного огня. Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов.

И вот чудо совершилось! Огонь моментально разносится по всему храму. Благодатный огонь обладает необъяснимым свойством — первое время, около 10 минут он совершенно не жжёт. Можно видеть, как верующие буквально умываются этим огнём, водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда. Он не опаляет даже волосы. Вот как описывают этот момент паломники:

«Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съёмке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают всё вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических). И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздаётся крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона (соборного храма)! Вспышка и пламя — как огромный цветок. А Кувуклия ещё тёмная. Медленно-медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова».

Христиане из разных стран переносят Благодатный огонь на родину. В Россию его доставляют самолётом и привозят в храм Христа Спасителя, а из Москвы огонь разносится по храмам и монастырям страны.

Тайна Великой Субботы — это тайна Воскресения не только Господа Иисуса Христа, но и всего человечества. День Великой Субботы — образ ожидания всеобщего воскресения мёртвых и жизни будущего века.

Православный календарь