На фото: слева направо С. А. Горенков, Л. П. Королёва, Ю. Л. Власов

На фото: слева направо С. А. Горенков, Л. П. Королёва, Ю. Л. Власов

В канун памятной даты, 25-летия вывода советских войск из Афганистана, мы встретились с людьми, которые знают об этой войне не понаслышке.
Лидия Павловна Королёва, ныне живущая в пос. Городищи,  находилась в Афганистане с 1987 по 1989 годы.
По направлению военкомата в Афганистане она работала в инфекционном госпитале в г. Баграм.
«Условия для прохождения службы были очень тяжёлыми, — говорит она. – Жара, отсутствие нормального водоснабжения, затяжной период акклиматизации были причиной разных инфекционных заболеваний у военнослужащих, поэтому больных было много».
Госпиталь не подвергался бомбёжкам, но были попытки моджахедов захватить аэродром, который находился по соседству. И тогда медперсоналу приходилось срочно укрывать в бомбоубежище  больных, а их насчитывалось больше тысячи.
В здании больницы располагался морг, куда привозили погибших. «Мы провожали и оплакивали ребят. Это было для нас самым тяжёлым испытанием», — вспоминает Лидия Павловна.
Женщине со статусом «афганец» приходилось сталкиваться с проверкой документов, но после этого следовали извинения.

Военный лётчик первого класса Юрий Леонидович Власов побывал в Афганистане дважды.  Первый раз в 1980-1981, когда война только началась. Он служил в г. Джамбул. В один из дней полк подняли по тревоге и довели до экипажей вертолётов задачу: выполнить полёты в Афганистан, высадить десант в заданных точках и вернуться на базу. Но вернуться удалось только через два года.
«Первые полёты для нас напоминали экскурсию в феодальный строй, — вспоминает Юрий Леонидович. – Мы увидели караваны верблюдов, душманов на лошадях с шашками в руках, нищее население, одетое в лохмотья и обутое в галоши на босую ногу».
Вертолёты возили населению гуманитарную помощь по линии «Красного креста» – продукты и одежду. Вскоре стало ясно, что у мирного населения всё забирают душманы и уносят в горы. Это продолжалось до тех пор, пока наши вертолёты не начали сбивать. Вскоре тактика изменилась, все воинские части заняли позиции, окопались, огородили территорию колючей проволокой, и тогда каждый вылет вертолёта стал считаться боевым. Винтокрылые машины  сопровождали колонны, возили раненых. Наши части заняли стратегические высоты, которые находились на высоте 3 тыс. метров, в суровых горных условиях. Те, кто там находился, нуждались в постоянном подвозе воды, продуктов и дров. Экипажи вертолётов обеспечивали снабжение военнослужащих на высотах, но из-за погоды не получалось сделать это своевременно.
Боевые операции носили разный характер. Юрию Леонидовичу хорошо запомнилось 30 марта 1980 года,  мотострелковый полк  из г. Хорог спускался по ущелью в Файзабад. Его сопровождал вертолёт. В результате разведки было выявлено большое скопление душманов по пути следования.  Возникла необходимость высадки десанта. После выполнения этой операции, вертолёт на взлёте был сбит. Машина упала точно посередине между позициями наших десантников и моджахедов. Началась перестрелка, пули летали над головой  экипажа, который укрылся под вертолётом. На вопрос, было ли страшно, Юрий Леонидович ответил: «Конечно, было страшно. Не хотелось попадать в плен. Первый вертолёт нас забрать не сумел, там был убит бортинженер. После того, как десантники окружили и уничтожили душманов, нас успешно вывезли, и мы продолжали летать».
Опыт, полученный в первой командировке, пригодился позже, в 1987-1988 годах, когда Юрий Леонидович вновь прибыл в Афганистан. Теперь он  выполнял обязанности лётного инструктора, но в самые сложные полёты отправлялся сам.
Юрий Леонидович награждён орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды.
Он сообщил о том, что связь с теми, кто служил в Джамбульском полку, не прервалась. Совсем недавно он побывал на очередной встрече.  Было много воспоминаний, радостных и грустных. Немалое место в разговорах заняла служба в Афганистане, о которой трудно забыть. Полёты в сложных горных условиях, постоянная опасность быть сбитыми, горькие потери товарищей, но и успешное выполнение боевых задач, и умение вовремя придти на помощь туда, где вертолёт ждали, всё это дорого сердцу.

Каждый вылет на задание — не коммерческий заказ.
Ходим, братцы, под присягой. Выполнить должны приказ.
И вообще, сказать по правде, на войне кому легко?

От ледовых гор Памира до России далеко.

Материал подготовлен Галина Вьюгина