Одиннадцатиклассники со своими учителями 1 ноября провели незабываемую поездку — экскурсию по Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея является одним из крупнейших в мире музеев изобразительного искусства и имеет всемирную славу одной из главных достопримечательностей Москвы. Она была основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, с тех пор коллекция картин и произведений искусства росла, как и само здание Третьяковки, достигнув огромных размеров. Сейчас в коллекцию Третьяковской галереи входит 180 тысяч экспонатов. Здесь есть не только картины, но и иконы, и скульптуры, и произведения декоративно-прикладного искусства.
Подходя к картинам, как к старым знакомым, чувствуешь учащённое сердцебиение, они завораживают дух. Всмотревшись в них, замечаешь, как художник проводит кистью по отдельным деталям, как строит композицию этой картины. Везде заложен особый смысл, но в каких-то моментах он не всегда понятен. Без комментариев экскурсовода трудно разобраться. Меня очень заинтересовала картина русского художника Александра Андреевича Иванова (1806—1858) «Явление Христа народу». Писал её Александр Андреевич с 1837 по 1857 год. Размер картины впечатляет своими размерами: 540 на 750 см. Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника сюжета картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции. Эта работа выполнена художником мастерски! Можно долго стоять у картины и размышлять на любые темы. Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине. Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своём монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком незавершённом виде картина поражает зрителя эмоциональной стороной, передающей разницу в отношениях к общечеловеческим ценностям.
На выставке я увидела давно знакомую мне картину «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова. Я с удивлением узнала, что художнику позировала 11-летняя Вера Мамонтова – дочь известного мецената и богатого промышленника. Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в усадьбе Абрамцево осталась её копия.
Вдохновлённые, с радостным чувством удовлетворения, мы покидали Государственную Третьяковскую галерею, надеясь, что скоро снова сюда вернёмся, чтобы ещё раз прикоснуться к прекрасному.
Виктория Максикова, ученица 11 класса