Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Борис Пастернак «Август»

Яблочный Спас19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь отметила один из важнейших христианских праздников — Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.
Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор.
Вероятно, этот праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать императора Византии Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Считается, что праздник Преображение Господне напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку. В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.

В день Преображения Господня в часовне святых Царственных страстотерпцев (дер. Перепечино) священник  Василий Тихонов отслужил праздничный молебен и освятил плоды нового урожая, которые прихожане принесли на праздник. Завершая службу, батюшка прочитал короткий отрывок из романа Ивана Шмелёва «Лето Господне», в котором он описывает, как в прежнее время выглядел храм в праздничный день:  «Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки…В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

Галина Вьюгина