Среди народных избранников районного Совета депутатов, пожалуй, самый подготовленный в вопросах местного самоуправления депутат от Покрова — Вячеслав Рогов. И тому есть объяснение – уже двадцать пять лет Вячеслав Михайлович в системе органов местного самоуправления, двадцать из них работал избранным главой города Покров, столько же делегатом конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге и уже пять лет — депутат представительного органа власти. Встретились три даты, и это стало информационным поводом для интервью.

Корр.: Вячеслав Михайлович, что всплывает в памяти, когда Вы обращаетесь к началу девяностых, к тому времени, когда офицер МВД Рогов был избран главой исполнительной власти в славном городе Покров?

Рогов: Был конец декабря 1991 года. Я и не предполагал, что пойду во власть. Мне, офицеру МВД, оставалось несколько лет до выхода на пенсию по выслуге лет. Но так сложилось, что в течение пяти месяцев депутаты городского Совета не могли подобрать кандидатуру на главу администрации города после ухода на повышение Г. К. Волкова, тогдашнего председателя совета. И по рекомендации руководителей предприятий города (депутатов) в последних числах декабря на сессии Совета я был избран главой.

Корр.: В жизни страны, и Покрова в том числе, 90-ые годы были самыми трудными для экономики, когда проблемы накатывали одна за другой. Что для главы города того времени было самым актуальным?

Рогов: За прошедшее время выросло новое поколение. А кто постарше помнит о талонах на продукты и другие предметы первой необходимости. После избрания, то есть в канун Нового года я зашёл в кабинет, и увидел, что весь стол для заседаний занят стопками продуктовых и иных талонов. И как главной проблемой – мне пришлось заниматься выбиванием двух вагонов водки, которые должны были поступить по разнарядке с Владимирского ликёроводочного завода к празднику. Жители беспокоились, что талоны останутся не отоваренными, а они без водки. И когда 31 декабря, во второй половине дня, водка стала поступать в магазины, напряжение спало. Это небольшое отступление позволяет полнее представит картину того времени.

Наступивший 1992 год был очень сложным – произошёл обвал экономики. У людей «сгорели» накопления. В 1998 году на общество обрушился дефолт. Мы и не предполагали, что грядут новые времена. Управлять территорией пришлось в ручном режиме. Для исполнительной власти на местах было важно сдержать ситуацию, не допустить социального взрыва.

После 1998 года мы поняли, что живём в другой стране, что наступил капитализм.

В лихие 90-ые нам приходилось выживать, живя одним днём. Каждое утро начиналось с проблем – чем платить за газ, электроэнергию, за питание в детских садах, школах, детском доме и больнице.

Корр.: Вячеслав Михайлович, двадцать лет назад, в 1996 году Вы были включены в состав российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге. Деятельность в международной организации стала самореализацией или был в этом и созидательный момент?

Рогов: Какая тут может быть самореализация? Я сам учился работать, набирался опыта. Учился слушать и слышать людей. В то время главы много общались на региональном и федеральном уровнях, обсуждали проблемы, объединялись в ассоциации. Это был созидательный процесс для местного самоуправления. Каким-то образом я был замечен, и меня пригласили в состав делегации. Мы учились европейскому опыту организации местного самоуправления, делились своим.

Это был серьёзный труд и все два десятка лет таким и оставался. Меня избирали председателем рабочей группы, заместителем председателя комитета, председателем, аудитором в политической группе и т. п. Это была полезная практика.

Корр.: Мир в масштабах одной страны изменился – нужен был, как казалось, новый закон, реформа местного самоуправления, разграничение полномочий. Вы были у истоков федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», больше известного как сто тридцать первый. Можно предположить, что для российской действительности – это как раз то, что «доктор прописал»?

Рогов: Мы так думали в конце девяностых — начале двухтысячных, когда поняли, что ФЗ № 158 – рамочный. Он декларировал местное самоуправление, но не конкретизировал взаимоотношения с федеральной властью, региональной. И мы на площадках своего общения с мэрами, представителями регионов и федерального центра приходили к выводу, что закон необходимо усовершенствовать. И добились этого, проведя большую работу рабочей группой.

Правда, по новому ФЗ № 131 мнения разделились. Были и те, кто считал, что этот закон открыл возможность федеральной власти в конечном итоге жёстко регулировать работу органов местного самоуправления. Что и стало возможным после введения института сити-менеджеров.

Корр.: Становились ли Вы когда-нибудь в своей практике заложником ситуации?

Рогов: В принципе я стал заложником ситуации с декабря 1991 года, когда был впервые избран. Если бы я мог предвидеть грядущие события, то, наверное, отказался бы. Я же предполагал, что через некоторое время вернусь в систему МВД. Но не сложилось.

Корр.: И всё же, в самом начале двухтысячных у Вас было намерение вернуться в правоохранительные органы. Что помешало?

Рогов: В самом начале двухтысячных на территории Владимирской области, как впрочем, и в большинстве регионов, местное самоуправление стали «сливать» в районы, ликвидируя его в городах и посёлках. В этот момент перед Покровом встал вопрос – какое решение принять? Депутаты городского Совета решили не отдавать полномочия и остаться самостоятельным муниципальным образованием, тем более что для этого были все законные основания. К тому времени администрация города получила судебное решение, которое давало нам право на свой бюджет.

А в это время я хотел вернуться в МВД и дослужить. Но меня стали упрекать, что я оставляю город в ответственный момент, что я являюсь носителем идеи самостоятельности города, и что это, мол, будет неправильно – ни по жизни, ни по-человечески.

Корр.: Долгое время в Покрове всё было стабильно, что для кого-то, возможно, стало синонимом застаивания. И на выборах в марте 2011 года к власти пришли другие люди. А спустя некоторое время главой, его замом заинтересовались правоохранительные органы. Что случилось с Вашим любимым городом? Фортуна от него отвернулась?

Рогов: Люди иногда устают и от хорошего. Когда глава у власти почти два десятка лет, то кому-то начинает казаться, что пришло время что-то менять и что эти изменения непременно будут к лучшему.

И на выборах 2011 года эту карту разыграли люди, которые вкладывали в выборы серьёзные деньги. А придя к власти, наверное, намеревались их как-то возвращать.

Корр.: Покровчане сделали свой выбор, хотя, как показало время, он был неправильным. У Вас не возникло чувства злорадства по этому поводу?

Рогов: Нет. Я по натуре человек незлобивый – таким воспитали меня родители. Было немного обидно за город, но люди города сделали свой выбор. Так как мне не безразлично, как складывается судьба города.

Корр.: Вам есть, за что быть благодарным двадцати пяти годам работы в органах местного самоуправления, двадцать из которых в должности избранного мэра и пять – депутата?

Рогов: Это — жизнь. Её не переписать заново. Город получал награды, развивался, что, несомненно, приносило удовлетворение.

Корр.: А о чём-то сожалеть?

Рогов: Если сказать, что я в 1991 году зря согласился стать главой, то это значило бы перечеркнуть всё. Как говорят, дело сделано.

Меня радуют встречи с жителями Покрова — для кого я и работал. Приятно, когда тебе улыбаются, говорят хорошие слова.

Хочется пожелать покровчанам позитива – чтобы здоровье не подводило и росло благосостояние.

 

Интервью провела Валентина Ясинская