В августе этого года Нина Михайловна Погул отметила 80-летний юбилей. За плечами у неё большой жизненный путь, достойно прожитые годы. Больше половины этих лет связаны с Покровом.

Нина Михайловна Погул

Нина Михайловна Погул

Родилась Нина Михайловна 17 августа 1932 года в дер. Соловьёво, Ярославской области. Вскоре большая семья Ведерниковых, купив дом, переехала в соседний город Ростов. Мама, Анна Алексеевна, была домохозяйкой. В семье росло семь дочерей и сыновей, и дети в основном находились на её попечении. Отец, Михаил Павлович, работал механиком. Во время войны повестка военкомата не обошла главу большой семьи стороной, и три года он колесил по военным дорогам в качестве штабного водителя.

Прибыв домой с войны, Михаил Павлович стал украшать родной город. Видимо, была у него такая мечта — посадить большой сад. И год за годом он высаживал фруктовые деревья. За новыми сортами ездил к известному селекционеру Мичурину. Этот сад, где росла тысяча плодовых деревьев, стал настоящей достопримечательностью Ростова. В работе по саду помогали школьники, и наверняка, это время им хорошо запомнилось. Михаилу Павловичу Ведерникову было присвоено звание почётного гражданина города. Он продолжал работать и после выхода на пенсию. Несмотря на почтенный возраст, долго водил машину.

Родители Нины Михайловны прожили вместе 70 с лишним лет, каждый из них перешагнул порог 90-летия.

В Ростове Великом, как в старину именовали этот город, Нина Ведерникова окончила педагогическое училище. Она могла остаться в городе, но пожелала уехать по её выражению «как можно дальше». Поэтому девушка получила направление на Дальний Восток в пос. Ванино. На место работы ей пришлось добираться через всю Россию. Она приехала в Ванино в августе 1953 года. Интересно, что в мае того 53-го года исполнилось ровно 100 лет со дня открытия глубоководной бухты Ванина, названной в честь военного топографа. И 10 лет официальной даты основания порта.

Новое место жительства понравилось молодой учительнице.

«Конечно! В посёлке было много молодёжи, а значит, было весело, — вспоминает Нина Михайловна. — Работать пошла в начальную школу. Здесь в девяти классах обучалось тогда по 40 с лишним учеников. В Ванино много строили, здесь кипела жизнь, ощущалась новизна, движение вперёд».

Первые годы работы пролетели быстро. Однажды двум молодым учителям Нине Ведерниковой и её коллеге предложили поработать в одной из местных тюрем. Они согласились, но собирались на первый урок не без опасения, поэтому попросили для себя охрану.

Желающих учиться в первом классе оказалось слишком много. Как выяснилось, стремление овладеть грамотой показали даже те, у кого имелся диплом об окончании института. Всё объяснялось простым желанием пообщаться с вольными людьми. Постепенно учёба вошла в своё русло, и в классе остались лишь те, кто не умел ни читать, ни писать.

«Мне особенно запомнился один молодой парень, цыган и его первое письмо. Буквы в нём были большими, нескладными. Он и радовался, и удивлялся тому, что сумел написать письмо самостоятельно.

Нельзя обойти тот факт, что порт Ванино играл роль пересадочного пункта для заключённых, которые следовали по этапу на Колыму. На станции и в порту происходила перегрузка заключённых из эшелонов на пароходы, которые следовали в Магадан — административный центр «Дальстроя» и Севлага. Так называемым гимном колымских заключённых была популярная народная песня, которая начиналась с таких слов:

Я помню тот Ванинский порт

И крик пароходов угрюмый,

Как шли мы по трапу на борт

В холодные мрачные трюмы…

27 марта 1953 года, через три недели после смерти И. В. Сталина, Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об амнистии» для всех заключённых ГУЛАГа, чей срок не превышал пяти лет.

В начале апреля 1953 года из лагерей Дальстроя началось освобождение 49253 заключённых. Всего на 1 ноября 1953 года убыло 78484 человека.

Получается, что с апреля по ноябрь через порт Ванино в обратном порядке прошло около 80 тысяч заключённых. Несмотря на то, что отправка контингента по месту жительства шла оперативно, недолгое пребывание заключённых в пос. Ванино осложнило обстановку. «Началась резня, разборки между собой», — вспоминает Нина Михайловна. — Поначалу, когда я только приехала в Ванино, боялась ходить по улицам. Но мирное население недавние заключённые не трогали».

В то время зарплата учительницы начальных классов была небольшой, после всех вычетов на руки выдавалось 47 рублей 50 копеек. «А за работу преподавателя в тюрьме нам платили почти по 83 рубля, — вспоминает Нина Михайловна. — Да ещё в столовой накормят, там хорошая столовая была». Может, будь постарше, не согласились бы на такую дополнительную работу. Но в молодости и сил больше, и дерзости.

В школе Нина Ведерникова отличалась умением выполнять различные поделки и охотно занималась этим. У неё даже состоялась персональная выставка прикладных работ.

Летом во время каникул молодые учителя работали в пионерских лагерях. Тихоокеанское побережье с его красивой природой и богатой растительностью было хорошим местом для детского отдыха. Недостатка в пионерских лагерях не было, и практически все школьники проводили здесь летние каникулы.

В школьном водовороте незаметно пролетели первые пять лет работы. Вскоре в декретный отпуск ушла директор школы, и Нину Михайловну Ведерникову назначили исполнять её обязанности. Было ей тогда 24 года. Семь лет, до отъезда в Центральную Россию она работала директором.

В 1960 году наша героиня вышла замуж. Владимир Юльевич Погул был инженером-строителем, он приехал в Ванино из Москвы. Ему, как семейному человеку, была предоставлена трёхкомнатная квартира. В 1961 году у молодых родителей появилась на свет дочка Оля, а через два года семья пополнилась ещё одной малышкой — Ириной.

«Мне очень нравилось жить и работать на Дальнем Востоке, — говорит Нина Михайловна, — там была хорошая школа, благоустроенная квартира, интересная жизнь, но при этом всегда хотелось вернуться домой, где остались родители и родные, которых мне не хватало. Человек, который вырос в большой дружной семье, всегда чувствует к ней привязанность».

Город Покров, куда семья Погул переехала в 1965 году, был выбран не случайно. Именно сюда на новое место работы переехал Аркадий Григорьевич Березнер, начальник Владимира Юльевича. Он и пригласил на работу толкового инженера, который имел в своём активе немало рационализаторских предложений. Вскоре семья получила квартиру в одной из новостроек. Нина Михайловна радовалась тому, что теперь можно бывать в Ростове и навещать родителей. Но найти работу по специальности ей оказалось непросто. Поначалу она устроилась воспитателем в школу-интернат Мурманского облоно и работала здесь до 1973 года. Вначале было сложно, потом привыкла, но при этом всегда хотелось уйти в школу. Она поехала в районный центр и обратилась со своей просьбой о трудоустройстве к зав. роно Кораблёву. «Почему Вы в школу хотите устроиться, — спросил он. — У вас же есть работа». Подумав, Нина Михайловна ответила: «Заключённым, и то срок дают».

Результатом этого разговора стал приказ о назначении Н. М. Погул директором покровской базовой школы. Она получила этот приказ 26 августа 1965 года и пошла знакомиться с местом, где ей предстояло работать.

Здание школы производило удручающее впечатление: окна выбиты, стены выкрашены в чёрный и синий цвета, между оконными рамами поселились мыши. На дверях школы висли замки. Школа к началу занятий была совершенно не готова.

Нина Михайловна отправилась к бывшему директору. М. А. Борисевич был назначен директором восьмилетней школы. Он пояснил, что судьба базовой школы была не определена окончательно, поэтому на выделенные деньги он стал готовить к началу занятий другую школу, куда был переведён на работу.

Что оставалось делать? Как водится, звать на помощь мужей. С помощью В. Ю. Погул, А. А. Шевченко, Б. Н. Зуева удалось добыть две бочки краски, голубой и белой, цемента, а также пригласить рабочих, чтобы застеклили окна. Затем стали собирать учеников. С трудом укомплектовали три класса. Школы отдавали сюда не самых лучших учащихся, а дети приходили буквально со слезами.

К 15 сентября Нина Михайловна составила табель и понесла его в горсовет, чтобы получить зарплату для шести преподавателей школы. Но там ей ответили, что такой школы в городе нет. Однако, через некоторое время деньги изыскали, и зарплату учителям выдали. А в ноябре вызвали Нину Михайловну и обрадовали тем, что она может ехать во Владимир, закупать для школы мебель и всё необходимое.

«На тот момент у нас в школе самого необходимого не было. Даже в библиотеке было пусто, — вспоминает Нина Михайловна. — Почти всё пришлось покупать заново, начиная с парт и шкафов».

На следующий год учеников в школе стало больше, а через два-три года от желающих учиться не было отбоя. В школе работали замечательные педагоги: Зоя Феофановна Зуева, она приехала из Прибалтики. Людмила Павловна Шевченко прибыла из Киргизии. В школе работали Таисия Яковлевна Станковская, Клавдия Михайловна Петрунина. Самой старшей по опыту и возрасту учительницей была Мария Васильевна Быкова.

Из педучилища студенты приходили в школу на практику, а учителя курировали каждого из них. Такое сотрудничество длилось не один год, именно поэтому начальная школа играла роль базовой. После своего возрождения она прочно вошла в число лучших образовательных учреждений. «Школа действительно была на хорошем счету, — подтверждает Нина Михайловна, но проблемы были, и довольно серьёзные».

В те годы школу отапливала собственная котельная, а кочегары, как водится, были людьми пьющими. Их приходилось буквально искать, будить и приводить на работу. Другой заботой был запас топлива на зиму, ремонт оборудования в летнее время. Эта непростая ситуация сохранялась до тех пор, пока здание не подключили к центральному отоплению.

Вторая проблема возникла в связи с решением перевести школу в нынешнее здание милиции. Нина Михайловна и учителя обследовали здание. Они пришли к выводу, что оно не подходит для размещения школы. Для этого было три главные причины: помещения в здании разные по площади, одни большие, другие значительно меньше — это первое. Втрое — отсутствие спортзала. Третье — наличие одного туалета на всё здание. Тогда директор написала отказ, и все учителя его подписали. Школа осталась на своём законном месте, в здании, где когда-то была открыта гимназия.

«Мы работали одним дружным коллективом, — вспоминает Нина Михайловна. — За все годы из школы просто так никто не уходил, трудились до последнего, до выхода на пенсию. К нам приходили выпускники педучилища и, оставались в школе, заочно оканчивали институт, постепенно переходя из разряда молодых специалистов в число опытных педагогов».

Она сама без отрыва от своей работы окончила Орехово-Зуевский педагогический институт и получила диплом о высшем образовании. Свой первый значок «Отличник народного просвещения РСФСР» Нина Михайловна получила ещё в Ванино в 1961 году. А знак «Отличник народного просвещения СССР» ей был вручён в 1985.

Между этими важными датами были другие награды. В 1979 году её портрет висел на районной и областной Доске почёта. За успешную работу постоянно награждали Почётными грамотами. Большинство этих грамот она отдала в городской краеведческий музей. В 2003 году Нина Михайловна Погул получила звание Почётного гражданина города Покров.

Шли годы, дочери пошли в школу, учились музыке. Семья нередко бывала в Ростове. «Мы и сейчас туда ездим, — говорит Нина Михайловна. — Дочь моего брата Валерия хранит и содержит родительский дом. Она подготовила для местной газеты большую публикацию про деда, который украсил город фруктовым садом. Нам есть, чем гордиться».

Дочери пошли по стопам родителей. Ольга Владимировна стала учителем начальных классов, Ирина Владимировна получила диплом строителя.

Когда пришла пора уступать своё директорское место, Нина Михайловна подготовила для себя смену, выбрав достойного преемника. Сегодня она охотно бывает на школьных праздниках и сочувствует нынешним учителям.

«Дети стали другими, заласканными, закормленными, — говорит она. — Уже в первом классе они имеют представление о компьютере и сотовом телефоне, но в умственном развитии слабее, чем ребята прежних поколений».

По её мнению сегодня учителя чрезмерно загружены отчётами. Раньше педагогов обязывали ходить по домам своих учащихся, а сегодня у них на это нет времени, да и требования такого нет. Она не согласна с тем, что сегодня оставить слабого ученика на второй год — целая проблема. А ведь такая необходимость нередко возникает.

По мнению Нины Михайловны одно осталось неизменным — это уважение к ученику и к его родителям, а также индивидуальный подход к каждому своему подопечному. От учителя зависит, каким будет старт маленького человека, ведь в начальной школе закладывается основа его будущей жизни.

Галина Фомичёва