Интервью, которое дал средствам массовой информации г. Покров главный жилищный инспектор Владимирской области Владимир Иванович Козырев, наверняка заинтересует наших читателей.

Речь идёт о защите интересов граждан в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг.

Владимир Иванович Козырев

Владимир Иванович Козырев

Корр.: Владимир Иванович, в нашу студию Вы пришли после совещания с представителями муниципальных образований, жителями Петушинского района в г. Петушки. Пожалуйста, расскажите, какие наболевшие вопросы задавали Вам на этих встречах?

Козырев: Начну с того, что это была деловая встреча из числа тех, которые проводит администрация области во всех муниципальных образованиях. Речь шла о содержании жилищного фонда, о предоставлении гражданам жилищных и коммунальных услуг. Эти вопросы представляют собой проблемы актуальные, жизненно важные. Безусловно, защитить интересы граждан можно только одним способом — исполнять действующее законодательство. Только посредством Закона можно меры по защите интересов граждан реализовать. Дело в том, что в последнее время наше правительство этим вопросам, а конкретно, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованию жилищного законодательства, уделяет большое внимание.

На этой встрече акцент был поставлен на том, что нового произошло в жилищном законодательстве. Прежде всего, это вопросы, которые касаются изменения самого жилищного кодекса, вопросы ведения государственного жилищного надзора, а не просто контроля за реализацией мер, направленных государством на защиту интересов и прав граждан.

Кроме этого разговор шёл о новых постановлениях правительства, наиболее актуальных, которые имеют большой резонанс в обществе. Это вопрос, связанный с реализацией 731 постановления правительства о стандарте раскрытия управляющими организациями информации в сфере управления многоквартирными жилыми домами. Правительство обратило внимание на то, что нанимают управляющую организацию собственники жилья, а не наоборот. И управляющие организации обязаны отчитываться перед собственниками жилья за выполненную работу. И вот этому стандарту раскрытия информации посвящено постановление правительства. Раскрытие информации, безусловно, должно быть очень чётким. Когда вышло постановление правительства, ни одна управляющая компания его исполнять не стала до тех пор, пока недавно уже федеральным законодательством был выпущен закон и внесены изменения в кодекс об административных правонарушениях. Государственной жилищной инспекции поручено контролировать исполнение этого постановления правительства и в том числе привлекать к административной ответственности нерадивые управляющие организации за нарушение вот этого стандарта. То есть, люди должны получать ответ на вопрос: куда деваются их деньги, чтобы иметь возможность это проконтролировать.

Подчеркну, что административная ответственность предусматривает наказание должностных лиц на сумму в размере от 30 до 50 тыс. рублей. Юридических лиц — от 250 до 300 тыс. рублей.

Штрафы большие, но, на мой взгляд, они оправданы. Люди должны знать о перечне проводимых работ, ценах и тарифах на те услуги, которые предоставляются жителям. То есть, этот вопрос очень важен и актуален, и нужно любым способом его реализовывать, чтобы с отсутствием информации для собственников жилья было покончено.

Следующий вопрос, который имеет большой резонанс среди населения, это энергоэффективность и энергосбережение в многоквартирных домах. Не случайно в этом отношении был принят федеральный закон. Он принудительного характера, и собственников заставляет реализовывать меры по энергоэффективности и энергосбережению. Это не только установка общедомовых приборов учёта, но и постоянное обследование жилых домов для того, чтобы сократить непроизводственные потери, которые в жилых домах происходят, особенно в плане самой дорогой коммунальной услуги — теплоснабжения.

Постоянно задаваемый жителями вопрос звучит так: почему так высока оплата за содержание мест общего пользования? Этот вопрос также касается энергоэффективности и энергосбережения. Если по общедомовому прибору учёта потребления число получилось большое, а сумма по индивидуальным приборам учёта, которые установлены в квартирах, значительно меньше, то начисление составляет дополнительно 30, а то и 50 процентов. Это проблема, которую надо решать. Просто так электроэнергия не теряется. Она теряется за счёт нерачительного использования в этом доме. Возможно, её кто-то потребляет. Иногда ставят акцент на воровстве, но я такой акцент ставить не хотел бы, поскольку подобные случаи быстро вычисляются. Если говорить честно, наши дома в энергетическом плане не эффективны. Особенно старые жилые дома, а нового жилья у нас практически нет. В старых домах электропроводка в местах общего пользования не ремонтировалась. В квартирах ответственность за всё несут собственники жилых помещений, так как 80 процентов жилья у нас приватизировано. То есть, квартир мы не касаемся. А вот то, что касается мест общего пользования, отмечу, что электропроводка, которая в этих местах проходит, говоря бытовым языком, ветхая. А на техническом языке это означает, что сопротивление изоляции проводов низкое. По этой причине электроэнергия попросту уходит в стену, которая играет роль нуля. С этим нужно бороться одним способом — собственникам принимать решение и за счёт небольших затрат менять эту электропроводку, чтобы не было потерь в сетях.

В больших объёмах потери происходят ещё вот почему. Наши дома не предусмотрены для эксплуатации мощных бытовых приборов. Как, например, современные автоматические стиральные машины, они даже имеют специальное устройство для подключения к щиткам. Мы используем микроволновые печи с огромной мощностью, электрические чайники. Вся эта значительная мощность проходит через ветхие общедомовые сети, в которых и происходят потери.

Если жители примут решение и произведут замену электропроводки и произведут ремонт в электрощитках домовых, то эффект сразу будет заметен. И проблем с общедомовым потреблением не будет.

Есть дома, в которых установлены счётчики пониженного класса точности. А по правилам, которые определены соответствующим постановлением правительства, эти приборы учёты должны быть классом 2 и выше. Если счётчик старый и класс точности у него низкий, то в результате он не досчитывает электроэнергию, а это в конечном итоге сказывается на общедомовом потреблении: всем собственникам жилья приходится платить больше. Этим постановлением правительства определено, что счётчики должны быть заменены на соответствующий нынешней норме класс точности. И одновременно, если ещё сохранились приборы учёта в квартирах, то их нужно вынести на лестничную клетку, чтобы был осуществлён контроль.

Я говорю о самых примитивных мерах, но при их реализации люди сразу почувствуют, что общедомовое потребление станет практически незаметным и не стоящим разговоров. На территории области есть такие примеры, когда люди-собственники взялись за свой дом, заменили электропроводку, и большие начисления, которые были раньше, ушли в прошлое.

Корр.: Добавлю, что и в Покрове есть такие дома, где начисления составляют не больше 7 процентов.

В связи с этим хочу спросить вот о чём: как по Вашему мнению, окупятся для жителей затраты на замену проводки в доме благодаря тому, что они станут меньше платить за потреблённую в местах общего пользования электроэнергию?

Козырев: Конечно, окупятся! Каждый житель может посчитать разницу: если ему сегодня начисляют дополнительно 50, а бывает и 70 киловатт, а завтра эта цифра будет значительно снижена.

Подчеркну, что каждый собственник жилья не только владелец своей квартиры. Он является также собственником общедомового имущества. Это крыша, подъезд, подвал, инженерные коммуникации, придомовая территория. Всё это находится в его долевой собственности. И все меры, принятые по эффективному содержанию дома, приводят к положительному результаты. Недаром говорят, что скупой платит дважды. Лучше сегодня затратить незначительные средства на текущий ремонт, чтобы завтра не возникла необходимость проводить ремонт более существенный. Нужно учесть, что и такой факт: больше 50 процентов жителей в каждом многоквартирном жилом доме в области являются пенсионерами, для которых непосильны большие денежные сборы.

Корр.: В связи со всем вышесказанным, хочу задать такой вопрос: чего наши жители не должны бояться, а чего, по Вашему мнению, не должны делать?

Козырев: Во-первых, жители, собственники жилья и наниматели не должны бояться контролировать предоставление им жилищных и коммунальных услуг. Когда человек ходит в магазин, он покупает какой-то товар. Точно также он нанимает управляющую организацию, получает от неё тот же товар — жилищные и коммунальные услуги. И, безусловно, имеет право их проконтролировать, чтобы они предоставлялись в надлежащем количестве и надлежащего качества. От этого контроля не надо уходить. Если раньше всё было муниципальное или государственное, и люди этим не занимались, то сейчас всё стало частным фактически. Люди проживают в частных многоквартирных домах, и все полномочия этим людям даны для того, чтобы контролировать. Вплоть до приборов учёта, выполненных работ на доме и цен, по которым работы выполняются.

Я считаю очень важным для жителей быть особенно внимательными в выборе способа управления. У нас таких способа три: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья (ТСЖ), управление управляющей организацией. ТСЖ считается в будущем перспективной формой управления многоквартирным домом. Однако, сегодня с точки зрения грамотности управления они не сильно себя проявили.

Управляющие организации — это самая массовая форма управления. Эта форма управления, которую можно проконтролировать, прижилась на территории России. Сегодня задача состоит в том, чтобы ни один дом на территории области не остался без управления.

Что касается непосредственного управления, могу сказать из опыта государственной жилищной инспекции, что это самый плохой опыт. В жилищно-коммунальной сфере должны работать профессионалы. В таких домах с непосредственным управлением во время проверок мы встречали случаи, когда вентиляционные каналы в домах не работали. Вентиляционные шахты разрушались, засорялись, договор с обслуживающей организацией по этой части не был заключён. Фактически принудительным порядком приходится заставлять заключать договор на обслуживание придомовых газовых сетей. Газовая труба не водопроводная, она коварная. Здесь обязательно нужно, чтобы техническим обслуживанием занималась специализированная организация, а через определённый промежуток времени провела диагностирование газовых сетей.

Корр.: В СМИ время от времени появляются сообщения о таких управляющих организациях, которые представляют собой фирмы-однодневки. Собрав деньги, они исчезают, а в заложниках остаются жители. Есть такой негативный опыт у нас в области?

Козырев: Таких случаев в области я не припомню. А вот защита от подобных случаев на законодательном уровне появилась. В постановлении правительства 731 самым первым пунктом обязывается раскрытие финансовой деятельность организации в части содержания общего имущества многоквартирного жилого дома. Речь идёт о том, чтобы люди контролировали средства организации, которые идут на управление многоквартирным жилым домом. Этим постановлением предусмотрено, что управляющая организация публикует на своём сайте в подлинном виде баланс со всеми подписями и печатями. Баланс показывает, в каком финансовом состоянии находится управляющая организация. А не банкрот ли она и стоит ли с ней иметь дело?

Управляющая организация должна сообщить жителям о случаях привлечения её к административной ответственности. Рынок желающих работать в этой сфере уже есть, поэтому жители многоквартирного дома вправе отказаться от работы с управляющей организацией, имеющей негативный опыт, и заключить договор с другой, с положительным опытом.

Корр.: Новый подход в сфере жилищно-коммунального хозяйства на Ваш взгляд имеет перспективу?

Козырев: Перспективу, безусловно, имеет, и другого пути нет. Объяснение простое: все, повторяю, стали собственниками жилья, а бремя содержания собственности должны нести сами собственники. Со стороны государства будет оказываться помощь, но не ленивым. За счёт фонда содействия реформирования ЖКХ такая помощь оказывалась. Сейчас значительные средства фонда идут на переселение из ветхого жилья. Я как работник жилищной инспекции не могу это не приветствовать, потому что вижу, что средства реально вкладываются. Полагаю, что надо бы больше вкладываться даже в ущерб капитальному ремонту старых домов. Поскольку люди живут в таких условиях, что там нередко даже ремонтировать нечего. То, что делает государство и то, что делает администрация области по переселению людей из аварийного жилья, можно только приветствовать.

Корр.: Насколько сложно попасть в такую программу?

Козырев: Для этого необходима инициатива со стороны муниципальных образований. Здесь администрации должны поработать так, чтобы были частные энергоснабжающие организации, частные управляющие организации, чтобы происходило управление всеми многоквартирными домами, чтобы у жителей не было задолженности за коммунальные услуги. То есть, всё просто: под лежачий камень вода не течёт. Там, где есть энергичные действия, туда и направляется помощь. Надо, чтобы бюджетные деньги вкладывались эффективно. А в бесхозяйственность такие деньги не должны вкладываться. Такие условия Фонда содействия реформирования ЖКХ настроены и сформулированы для реализации этой цели.

Без инициативы собственников жилья, полагаясь только на одну власть, за счёт тех мер, которые предпринимает государство и органы местного самоуправления идеально вопросы содержания жилья и предоставления коммунальных услуг не решить. Нужно всем в эту работу включиться, выбрать в каждом доме Советы многоквартирных домов, чтобы защита прав и интересов граждан в плане предоставления жилищно-коммунальных услуг реализовывалась в полной мере.

Интервью вёл Эдуард Якимов